Вчерашнее рассмотрение в Конституционном суде жалобы 29 ополченцев, пытающихся получить статус "ветеранов боевых действий", внезапно ребром поставило вопрос о разграничении полномочий законодателей и судов.
В Казбековском районе Дагестана в 1999 году в отряды самообороны вступило более четырех тысяч человек. А вот в Казбековский районный суд обратились только 29 человек, причем их заслуги отмечены не только орденами Мужества, но и инвалидностью. Некоторые из них участвовали в бою в Амиркорте в 1997 году, когда бандформирования под командованием Хаттаба после нападения на гарнизон в Буйнакске через территорию района пытались вернуться в Чечню. И практически все вступили в отряд самообороны Калининаула, отражая в 1999 году попытку боевиков прорваться к селу.
В своих жалобах заявители напоминают, что получившие звание "Ветеран боевых действий" госслужащие стали получать ежемесячно по 1700 рублей, а они оказались вне закона, сколько бы ополченцы ни обращались к власти: "Из их ответов следует, что мы молодцы, что мы правильно все сделали, но они сожалеют и советуют разрешить нашу проблему в судебной порядке".
И такая судебная практика, как сообщила в ходе слушаний в КС представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева, есть: Ботлихским судом было вынесено 19 решений в пользу заявителей и 17 человек получили статус ветеранов. Но судья Наби Темирханов приостановил дело и отправил запрос в КС о соответствии статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" Конституции. "Обращение судьи основано не на правомерных требованиях, - заявил представитель президента в КС Михаил Кротов, - в данном случае ставится вопрос об отсутствии категории, то есть говорится о пробеле в законодательном регулировании".
Он сообщил, что никто из представителей власти в Дагестане ни разу не вносил подобный законопроект в Госдуму, а что касается противоречивой правоприменительной практики, то Кротов раскритиковал решения, вынесенные "судами, которые, исходя зачастую из только им понятных представлений о справедливости, распространяют статус ветеранов на неуказанные в федеральном законе категории граждан, предоставляя им льготы за счет федерального бюджета". На это председатель КС Валерий Зорькин потребовал вычеркнуть это заявление из стенограммы судебного заседания: "Я думаю, что никто не вправе так выражаться в отношении решений судов".
- Как вы считаете, если пробел в законодательстве нарушает права граждан, он приобретает конституционное значение и является предметом конституционного нормоконтроля? - вежливо поинтересовался судья КС Николай Бондарь.
- Вы сами ответили на вопрос, - уклонился от полемики Кротов.
Зато не уклонился представитель правительства Михаил Барщевский, который, вспомнив о предстоящем 20-летнем юбилее КС (официально день рождения КС отмечают 30 октября. - Прим. "РГ"), решил ответить: "Если у КС есть право принимать дела по своему усмотрению, тогда есть право заполнять законодательный вакуум, если права принимать дела по своей инициативе к рассмотрению нет, то нет и права рассматривать вопросы, которые не прописаны в законодательстве. Другими словами, есть право рассматривать конституционность и неконституционность того, что есть в законодательстве, а не заполнять вакуум". И тут, конечно, нельзя было не вспомнить, как было ограничено право судей КС принимать к рассмотрению дела после кризиса 1993 года. Впрочем, и представитель Совета Федерации Елена Виноградова пусть и более деликатно, но также прямо намекнула, что решать эту задачу надо с помощью парламентской процедуры, "учитывая, что в политическом аспекте существует задача мобилизовать население на дальнейшее активное противодействие населения терроризму".
- Вступление в отряды самообороны не преследовало корыстных целей и, вступая туда, они не рассчитывали на какие-то льготы, - настаивал Кротов, - различный характер участия в боевых действиях предопределяет и их разный социальный статус и предоставленные им социальные гарантии.
Если КС удовлетворит требования заявителей, предсказал Барщевский, то там потом появятся члены добровольных пожарных отрядов, а потом те, кто вместе с МЧС ищет потерявшихся в тайге туристов, и "тогда любое формирование гражданского общества будет приравниваться по правовым последствиям к соответствующему государственному органу". А представитель минобороны Анатолий Шемет напомнил, что в основе ветеранского статуса лежит понятие стажа: "К примеру, для получения звания "Ветеран военной службы" нужно 20 лет выслуги, а данные ополченцы выполняли свои функции непродолжительное время".
И потрясенные скептическим отношением к своим возможностям, судьи КС ушли готовить решение, которое может появиться в течение месяца.