Большинство предпринимателей, занятых в пищевой отрасли, видят будущее сектора в производстве продуктов здорового питания, и только 1,5 % считают очень благоприятным для рынка производство замороженной еды. Такие данные получены в результате международного исследования, проведенного компанией "Грант Торнтон". Развитие направления производства экологически чистых продуктов считают перспективным 65% опрошенных в России и 41% в среднем по всему миру. Проведенный этой же компанией опрос среди участников международной выставки World Food Moscow 2011 показал, что для 53% респондентов переход на здоровое питание кажется наиболее перспективной тенденцией. Развитие сектора фермерской торговли назвали перспективным также 53% опрошенных.
"В России значительная часть потребителей всегда была привержена культуре потребления здоровой еды, и fast food не имел широкого распространения. В силу этого сложилась традиция употреблять в пищу здоровые и желательно фермерские продукты. Это и позволяет бизнесменам предполагать, что за такого рода традицией - серьезная возможность для развития их бизнеса", - говорит директор по развитию "Грант Торнтон" в России Леонид Ланда.
По словам Виталия Березницкого, директора компании "Барко" (одного из крупнейших российских оптовых поставщиков), востребованность продуктов хорошего качества существовала всегда. "Потребитель и раньше стремился покупать продукты хорошего качества, но в силу объективных причин в постперестроечное время качество продуктов питания катастрофически ухудшилось, скатившись на довольно низкий уровень, - пояснил эксперт. - В последнее время качество растет, но не теми темпами, как хотелось бы потребителю. Для этого есть ряд причин, одна из которых политика сетевых ретейлеров, для которых главное - цена продукта, тогда как для отечественного рынка желательным является такой параметр, как цена - качество".
В качестве примера эксперты приводят прошедшее лето этого года. Когда из-за проблем с качеством европейской продукции был запрещен ее ввоз в нашу страну. На прилавках самых разных магазинов появились продукты отечественных сельхозпроизводителей достойного качества. Исчезли резиновые помидоры, безвкусные яблоки, кислые огурцы, и на замену им появились вкусные качественные аналогичные продукты российского производства. К сожалению, этот период закончился довольно быстро, и все вернулось на круги своя в данной отрасли.
"Необходимо поддерживать отечественного производителя, с должным контролем качества и всеми другими необходимыми процедурами, только так мы получим качественный продукт", - отметил Виталий Березницкий.
Наиболее эффективной мерой стимулирования производства продуктов питания и оборудования для сельского хозяйства и пищевой отрасли участники опроса назвали льготное кредитование (субсидирование процентных ставок). Немаловажными кажутся респондентам и налоговые льготы (их отметила почти половина опрошенных), и регулирование таможенных пошлин (более трети опрошенных).
В числе других факторов, влияющих на стимулирование производства в России, респонденты отметили необходимость ослабления коррупции, субсидирование инновационного производства и внедрение эффективных технологий.
"Большинство участников опроса, считающих, что доля импортной продукции преобладает на рынке, в качестве стимулирующей меры назвали не увеличение таможенных пошлин, что естественным образом упростило бы конкуренцию с иностранными компаниями, и даже не налоговые преференции, а льготное кредитование", - говорит директор отдела налогообложения "Грант Торнтон" в России Константин Цукерман. По его мнению, из этого можно сделать вывод, что производитель ориентирован не на административные, а на рыночные инструменты поддержки, что, в свою очередь, свидетельствует об уверенности в перспективности и конкурентоспособности своей продукции.
Также российские предприниматели считают, что государству необходимо контролировать качество производимой продукции и разрабатывать ГОСТы.
"Новые ГОСТы разрабатываются недопустимо долго, - говорит Виталий Березницкий. - Государство может и должно взять на себя обеспечение ускорения научно-исследовательской работы в пищевой отрасли по разработке новых, необходимых сегодня стандартов".
Для потребителя сегодня остается открытым другой вопрос: как найти качественную и экологически чистую продукцию, в каких магазинах?
Эксперты затрудняются ответить на данный вопрос, отмечая, что трудно выделить основных заказчиков данной продукции. "Сети, например, делятся на эконом, где важна цена, и премиум, где кроме цены очень важно качество, - пояснил Виталий Березницкий. - В экономе редко встретите продукцию хорошего качества, а их в России большинство. Основным закупщиком продуктов хорошего качества являются не сетевые магазины, а небольшие магазинчики, которые ближе к покупателю, и они могут более гибко и быстро реагировать на запросы потребителя. Мелкие магазины стараются держать в ассортименте продукты разного качества и разной цены".