У некоторых компаний с государственным участием в их программах развития нет даже представления о будущем, нет понимания того, к каким целям в среднесрочном и долгосрочном периоде они должны стремиться. У других все же появились стратегические программы. Это - установление приоритетов научно-технического, модернизационного развития. Они определены достаточно широко и включают в себя целый спектр конкретных проектов, работ, исследований. С другой стороны, они позволяют сосредоточить основные силы и средства, которыми оперирует государство, на вполне понятном наборе целей.
Сегодня небольшие группы людей, видящих будущее, понимающих, как к нему идти, могут создавать очень серьезные дорогие компании, которые завтра будут играть ключевую роль в мире. Но в основном мы очень плохо создаем новые продукты и плохо продвигаем их на рынок. Причем зачастую полагаем, что продвигать их нужно именно на наш рынок. Пример же большинства инновационных компаний, которые добились серьезных успехов, заключается в том, что они умеют встраиваться в экономику мира, в международные технологические цепочки. И затем способны находить свое место и именно из этой позиции начинать реальную конкурентную борьбу.
Чаще всего, к сожалению, у нас позиция изобретателя заключается в том, что "я это создал, придите и воздайте мне должное". Люди науки, инноваций считают неприличным для себя говорить о деньгах, о своем имущественном вкладе и реальных доходах, которые эта самая инновация может или не может им обеспечить.
Возможно, нам предстоит еще создать нового героя нового времени. Человека, который обратит талант в рабочие места, в бизнес, в прирост ВВП, в свой личный доход. И сегодня уже есть программы подготовки. С этим связана программа создания малых инновационных предприятий при вузах, которые активно поддерживает минобрнауки.
С этим же связаны и региональные инициативы. В их числе реализуется идея, которая заключается в том, что каждый студент завершает свое обучение не столько дипломом, сколько бизнес-проектом. Эта работа должна продемонстрировать не то, что он научился думать, а то, что он понимает, как это все начнет действовать. Такое новшество может быть внедрено в каждом вузе. Конечно, не всякий выпускник станет предпринимателем. По статистике, не более трех процентов людей могут быть бизнесменами. Главное, этим трем процентам не мешать, и хорошо, чтобы два процента из них добились успеха.
В конце 90-х годов высокие темпы развития продемонстрировали страны, которые вроде бы не имели для этого оснований - Дания и Голландия. Выяснилось, что во многом это обеспечено за счет совместного планирования будущего государства, бизнеса и общества. Когда вы знаете стратегию экономических партнеров, будете развиваться быстрее, нежели действуя наугад.