11.10.2011 08:47
    Поделиться

    В Пермском крае втрое увеличилось число сельскохозяйственных ярмарок

    По данным регионального минсельхоза, в текущем году в Перми и районных центрах уже прошли и еще должны пройти 140 сельскохозяйственных ярмарок.

    Это почти в три раза больше, чем в 2010 году, когда было организовано всего 54 торговых площадки для региональных сельхозпроизводителей. В то же время, по словам заместителя министра сельского хозяйства Пермского края Ивана Огородова, формат некоторых ярмарок пока оставляет желать лучшего. Среди очевидных минусов - бюрократические препоны контролирующих организаций, удаленность торговых площадок от жилых микрорайонов и отсутствие какой-либо культурно-развлекательной программы, способной привлечь большой поток посетителей.

    Активность сельскохозяйственного рынка подогревает проект "Покупай пермское!", который запущен в крае в 2009 году. В его рамках в текущем году уже прошли более 100 сельскохозяйственных ярмарок в Перми, и в 41 районном центре Пермского края. В них приняли участие 946 владельцев личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, 103 индивидуальных предпринимателя, а также 145 сельхозпредприятий. Таким образом, число участников ярмарок в этом году увеличилось на 296.

    Однако, по мнению экспертов, рост количества временных торговых площадок и прилавков на них не означает, что становится больше именно ярмарок - ярких событий для производителей и покупателей, которые бы запомнились на весь оставшийся год.

    - Если честно, то я рассчитывал на более приятные ощущения от некоторых сельхозярмарок, которые мне удалось посетить в регионе, - пояснил заместитель министра сельского хозяйства Иван Огородов. - Я бывал на ярмарках в небольших европейских городках (Нюрнберг, Ренн, Лоррет-де мар), и у меня сложилось убеждение, что ярмарка - это элемент социума, место общения, радость и для тех, кто продает, и тех, кто покупает. И потребитель знает и уважает фермера, равно как и наоборот. А у нас как-то казенно все получается - для галочки, не для людей.

    Одна из главных ошибок, которые допускают организаторы местных ярмарок, - это неудачно выбранное место торговой площадки. Нельзя, устраивая ярмарку вдали от жилых кварталов, не решить вопрос доставки посетителей. Удачный пример в этом смысле - сельскохозяйственная ярмарка в Чайковском, которая расположилась рядом с мэрией. Административный центр города интересен не только большим потоком покупателей, но и удобен логистически.

    Мешает бойкой уличной торговле и чрезмерное внимание со стороны контролирующих органов, в частности, пожарных и санитарных инспекторов. Так, в Нытве специалист ветеринарной инспекции не допустил на площадку автомобиль с продукцией сельхозпроизводителя, поскольку документы были оформлены на всю произведенную продукцию, а не на конкретную партию товара.

    Еще один большой минус в организации ярмарок - это отсут-ствие культурно-развлекательной программы. Об этом, кстати, говорят и сами сельхозпроизводители.

    - О ярмарке "Щедрая осень" мы узнали через знакомых и решили выставить свою продукцию в Перми, - говорит производитель меда из Осинского района Зара Бязарева. - У нас не возникло никаких проблем с допуском на торговую площадку: организаторам мы предъявили только документы на пасеку и сертификат на продукцию. Место расположения ярмарки мне нравится - самый центр большого города (эспланада). В то же время очень жаль, что организаторы не устроили на ярмарке какого-то торжества. Нет даже музыки. Возможно, поэтому у покупателей сегодня хмурое настроение, и их не так много. Не знаю, окупится ли наша поездка в краевой центр.

    А вот фермер из Бардымского района Юрий Дыбенко говорит о том, что окупаемость поездки для него на втором месте. На "Щедрую осень" в Пермь он приехал в первую очередь представить свою продукцию и получить выгодные деловые контакты на будущее.

    - На ярмарках районных и краевых я бываю часто и главная задача - показать людям высокое качество наших бардымских овощей, - отметил сельхозпроизводитель. - Уверен, что на будущее это обеспечит мне хороший спрос на продукцию. Опыт стимулирования продаж с помощью ярмарок у меня уже есть.

    По словам эксперта по маркетингу Евгения Симахина, сельскохозяйственная ярмарка сегодня - это мощный инструмент продвижения, который необходимо умело использовать, опираясь в том числе на опыт некоторых европейских стран.

    - На мой взгляд, сельскохозяйственная ярмарка должна обладать определенными атрибутами и традициями, - отметил эксперт. - То есть в череде развлекательных мероприятий, без которых не может обходиться ни одна ярмарка, должны присутствовать такие, которые бы отражали саму суть события и повторялись бы ежегодно. Это может быть символичное открытие и закрытие ярмарки или карнавальное шествие участников, как это, например, происходит на знаменитом немецком фестивале Октоберфест, который организует и проводит администрация Мюнхена.

    Большое внимание необходимо уделять и оформлению торговых площадок. При этом можно успешно создавать и использовать территориальные бренды. К примеру, на краевой ярмарке администрация того или иного района может оформить для своих фермеров отдельный стенд. Ведь в каждом регионе есть успешные сельхозпроизводители, и их положительный имидж невольно проецируется на других предпринимателей, работающих на той же территории. А конкуренция и соперничество между ними лишь поможет их более интенсивному развитию.

    Поделиться