Открывшийся в Петербурге саммит по вопросам отношений России и стран Евросоюза в сфере авиации призван разрешить несколько важнейших проблем. Развитию наших отношений с Европой мешают сборы за транссибирские перелеты для зарубежных авиакомпаний, устаревшие нормативы, неразвитость инфраструктуры, ограничение допуска к международным полетам среди наших перевозчиков. России придется адаптироваться к европейскими стандартами аэронавигации, а также принять активное участие в общеевропейских попытках снизить вредное воздействие авиации на окружающую среду - возможно, за счет увеличения цен на авиабилеты.
Российские пассажиры заплатят за углекислый газ
Так, получается, что столь обсуждаемое в последнее время включение европейской авиации в систему торговли квотами на выброс в атмосферу углекислого газа задевает и перевозчиков, которые летают в Европу из других стран, в том числе и из России - многих из них подвергали строгому анализу на количество выбросов. В прошлом году заместитель министра транспорта России Валерий Окулов не исключал, что ответные меры по сборам могут быть введены и в отношении европейских авиакомпаний, летающих к нам. Теперь же Россия признает, что работать с системой квот как-то придется, однако эту тему считают вопросом деликатным и требующим глубокого обсуждения.
- Ограничение выбросов углекислого газа - глобальная проблема, - заявил генеральный директор компании "Аэрофлот" Виталий Савельев. - Несмотря на то, что по проведенным подсчетам все авиаперевозчики мира в сумме выбрасывают в атмосферу около двух процентов от общего показателя такого загрязнения. Многие страны, например, США, критически воспринимают эту систему квотирования в Европе, так как считают это своеобразным односторонним налогом на авиакомпании, что противоречит многочисленным международным конвенциям.
Однако крупнейшие российские перевозчики, активно работающие на европейских направлениях, уже вовлечены в эту систему. Так, "Аэрофлот" начинает выплаты с этого года. Планируется, что к 2015 году авиакомпания будет выплачивать уже 40 миллионов евро, а ее суммарные выплаты достигнут к этому году 800 миллионов евро. Руководство компании также считает возможным, что частично эти затраты придется возложить и на пассажиров, однако прямо об этом пока не заявляют.
Помимо этого, Россия собирается поддерживать всеобщие положения по снижению воздействия авиации на окружающую среду путем рационального использования воздушного пространства, применения энергоэффективных двигателей и экономичных самолетов.
Объединить небо
Отдельной темой стоит также интеграция в европейскую систему аэронавигации. Как рассказал руководитель федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, за последние три года интенсивность полетов в Россию европейских перевозчиков возросла на 45 процентов (это сто тысяч полетов), а по итогам этого года ожидается повышение еще на 12 процентов. Поэтому возникает насущная проблема модернизации существующей системы воздушного движения. В 2015 году должны будут появиться двенадцать крупных навигационных центров, которые поспособствуют переходу от наземного управления полетами к бортовым и спутниковым.
Более того, к этому же году должен состояться переход нашей авиации на европейскую систему вертикального эшелонирования (распределения самолетов в воздухе по высоте), что кардинально изменит авиасообщение с другими странами. При возрастающей с каждым годом интенсивности полетов во многих странах пошли на уменьшение вертикальных интервалов между самолетами в воздухе - например, с 500 до 300 метров на высоте полетов пассажирских авиалайнеров. Внедренние в России сокращенных минимумов вертикального эшелонирования существенно увеличит пропускную способность и сократит количество задержек вылетов на 45 процентов, к тому же система позволит снизить расход топлива, уменьшить загрязнение воздуха.
Это прямой путь России к интеграции в воздушную систему Европы, где уже сорок стран работают исключительно по системе сокращенных минимумов вертикального эшелонирования. Она значительно сэкономит воздушное пространство, а европейским авиакомпаниям в российском небе не придется перестраиваться на нашу систему. Более того, границы будут расширены за счет возможности создания новых воздушных коридоров, подобная интеграция в целом повысит рентабельность транспортной системы и производительность труда.
Уже в ноябре этого года ожидается подписание документа между Росавиацией и Европейским контролем об аэронавигационной системе.