Британский аукционный дом Хэнсон с гордостью представил хит ближайших торгов - бронзовые ягодицы Саддама Хусейна.
"Этот предмет будет очень популярным, может, даже в России найдутся заинтересованные в нем люди, - с увлечением рассказал "РГ" о новом лоте глава аукционного дома Чарльз Хэнсон. - Это обязательно привлечет коллекционеров предметов искусства и памятных предметов войны. Не говоря уже о тех, кто интересуется важными событиями, который сформировали мир, в котором мы живем".
Впрочем, прежде чем оказаться на британском аукционе, часть статуи Хусейна пережила очень многое. Обычно аукционные дома не разглашают имена людей, выставивших тот или иной предмет на аукцион. Но на сей раз прежний владелец бронзовых ягодиц Хусейна 52-летний Найджел Эли, который во время войны работал журналистом в Багдаде, согласился пообщаться с корреспондентом РГ и рассказать, как к нему попал ценный трофей и почему он решил с ним проститься.
Российская газета: Как к Вам в руки попала часть статуи Саддама Хусейна?
Найджел Эли: Я был в Багдаде, когда демонтировали памятник Саддаму Хусейну. На центральной площади был кордон танков, но я хотел заполучить кусочек статуи. Я сказал американским военным, что сам в прошлом был солдатом, а сейчас работаю журналистом, и они мне ответили "нет проблем, делай, что хочешь" - и пропустили на площадь. Я только хотел заполучить достаточно большой кусочек, чтобы положить себе в карман, но в итоге отломил кусок диаметром более полуметра. И подумал тогда, черт побери, что я буду с этим делать?
РГ: Как Вам удалось провезти ее домой?
Эли: Прежде чем вернуться домой, мне пришлось отправиться в Кувейт. Я бросил кусок статуи к себе в грузовик и совершенно забыл о нем до тех пор, пока на границе с Ираком кувейтские военные не задержали нас. Они обыскали нас. У журналистов, которые ехали со мной, отобрали все сувениры. У меня отобрали все фотографии Саддама Хусейна. А когда дело дошло до бронзовых ягодиц, я сказал, что это часть брони грузовика, которая защищает от пуль и бомб. Они поверили и даже не взглянули на статую. Но когда я возвращался домой, мне пришлось заплатить 400 фунтов за превышение веса багажа.
РГ: А почему именно ягодицы - не было возможности выбрать другую часть?
Эли: Да нет, я мог забрать любую часть, которая бы мне понравилась. Но мне казалось, что ягодицы - это самая сатирическая часть, и к тому же это была самая чувствительная часть памятника. Мне казалось, это будет забавно.
РГ: Известно что-либо о судьбе верхней части статуи?
Эли: Я провел достаточно много времени в Ираке и думаю,что они расплавили остальные части, потому что они так поступают даже с самой маленькой частицей металла. Поэтому даже если и остались какие-то части памятника, то они очень маленькие, Ведь было очень сложно отломать кусок - это же не фарфор. Поэтому если на других аукционах появятся части статуи, можно будет сравнить с той часть, которую продаю я, и установить, действительно ли это кусок от памятника Хусейну.
РГ: Почему вы решили продать этот памятный трофей?
Эли: Я продаю ее, чтобы собрать деньги для военной благотворительности, для раненых солдат, для мужчин и женщин, пострадавших от военных действий. И мне этот "кусочек истории" не нужен - ему будет лучше в музее. Она так долго у меня хранилась, и я все время думал, что же с ней сделать. Я уверен, что как памятник она должна быть в музее: люди смогут увидеть ее, составить собственное мнение и, может быть, даже потрогать.
Между тем, как сообщил "РГ" глава аукционного дома Чарльз Хэнсон, уже точно известно, что продажа бронзовых ягодиц состоится 27 октября. За сделку планируют получить как минимум десять тысяч фунтов стерлингов, а может, и еще больше, ведь, по мнению экспертов дома, наверняка лакомый "кусочек современный истории" заинтересует очень многих. А прибыль от аукциона пойдет на благотворительность - помощь британским и американским ветеранам, раненым во время иракской кампании.