Окончательные аграрные итоги года подводить пока рано. Однако некоторые параметры сельскохозяйственной отрасли уже просматриваются. Очевидно, что год можно признать более успешным, чем предыдущий.
Прогноз валового сбора зерна в весе после доработки в 2011 году составляет 87 - 90 млн тонн. С учетом переходящих остатков на начало сезона (22,4 млн тонн) и объема внутреннего потребления (70 млн тонн) экспортный потенциал на 2011/2012 сельскохозяйственный год составляет 20-25 млн тонн.
Российское зерно вернулось на свои традиционные рынки. Активный экспорт стал основным фактором стабилизации цен на него на внутреннем рынке.
Внешняя конъюнктура благоприятна для наращивания экспорта. На рынке фактически отсутствует основной конкурент - Украина, где действуют экспортные пошлины на зерно. В то же время на внутреннем рынке были отмечены проблемы инфраструктурного характера, снижающие темпы экспорта зерна. Ценовая ситуация на розничном рынке стабильная. С начала 2011 года индекс потребительских цен на хлеб из пшеничной муки 1 и 2 сортов составил 108,7%, на хлеб ржаной и ржано-пшеничный - 108,8%.
Анализ показал, что в целом по стране мощности по хранению и первичной переработке зерна (119 млн тонн по данным Росстата) позволяют полностью разместить урожай зерновых культур.
Однако необходимо отметить, что в ряде регионов объем емкостей по хранению зерна меньше прогнозируемой величины валового сбора (Республика Татарстан, Белгородская область, Липецкая область). Сохранность урожая планируется обеспечить за счет оборота уже собранного урожая, первоочередного использования зерна с площадок для кратковременного хранения, а также за счет хранения на собственных зернохранилищах сельхозтоваропроизводителей. Помимо этого для размещения зерна нового урожая будут использоваться элеваторы в близлежащих субъектах Федерации, имеющие свободные мощности.
Минсельхоз подготовил государственные закупочные интервенции на рынке зерна нового урожая. Однако на фоне положительных изменений конъюнктуры зернового рынка, наличия значительных объемов зерна в интервенционном фонде (6,6 млн тонн) решение о возможном начале интервенций может быть принято с учетом фактических результатов валового сбора зерна в различных регионах.
Минсельхоз подготовил предложения по проведению государственных закупочных интервенций с возможностью обратного выкупа зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями. Предусматривается возможность выкупа сельхозтоваропроизводителями реализованной ими при проведении государственных закупочных интервенций продукции по цене продажи с компенсацией расходов на хранение и страхование.
Для реализации указанного механизма минсельхозом совместно с биржей подготовлены изменения в правила проведения биржевых торгов в части дополнения типового договора купли-продажи условием о возможности обратного выкупа. Кроме того, необходимо принятие распоряжения правительства Российской Федерации о реализации закупленного зерна без проведения торгов на биржах по цене закупки сельхозтоваропроизводителям, которые поставили зерно в интервенционный фонд при проведении государственных закупочных интервенций. Использование механизма выкупа сельхозтоваропроизводителями реализованной ими при проведении государственных закупочных интервенций продукции позволит им увеличить доходы от реализации зерна в случае благоприятных изменений конъюнктуры внутреннего рынка.
С целью совершенствования механизма финансирования государственных интервенций минсельхоз внес в правительство предложения по созданию специализированного финансового фонда на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за счет части средств федерального бюджета, аналогичный механизму формирования бюджетного фонда.
По регулированию внешнеторговых операций с зерном в настоящее время дополнительных мер не требуется, считают в министерстве сельского хозяйства. С целью стимулирования экспорта зерна и развития географии его поставок необходимо системное решение по установлению постоянно действующих льготных тарифов по данным направлениям либо компенсация части расходов на перевозку за счет средств федерального бюджета. Основной мерой по стабилизации внутреннего рынка должно стать снижение тарифов на перевозки зерна по железной дороге как во внутригосударственном, так в экспортном направлении в сторону портов Юга России и Дальнего Востока.
Применение данного механизма в 2010-2011 годах показало его эффективность с точки зрения увеличения межрегиональных перевозок зерна. Снижение тарифов за счет субсидирования из бюджета в объеме 2,1 млрд рублей обеспечило перевозки зерна в объеме 6 млн тонн.
Для увеличения объемов реализации зерна Минсельхозом России предложено установить понижающий коэффициент 0,5 при расстоянии перевозок свыше 1100 км для регионов Сибирского и Уральского федеральных округов, а также понижающий коэффициент 0,3 при расстоянии перево-зок свыше 1100 км для регионов Сибири в направлении портов и станций погранпереходов Дальнего Востока.
Объем поставки льготного ГСМ на 2011 год (2543 тыс. тонн дизельного топлива или 63% приобретенного в 2010 году объема (4007 тыс. тонн) согласован минсельхозом с минэнерго. Он на 15% выше фактически приобретенного сельхозтоваропроизводителями льготного топлива в 2009-2010 годах.
На основании решения председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина от 23 августа 2011 года за N ВП-П9-6130 о дополнительном выделении сельскохозяйственным товаропроизводителям 275 тыс. тонн льготного дизельного топлива со скидкой 10 процентов от текущей оптовой цены, сложившейся в регионе, 5 сентября 2011 года в Минсельхозе России было проведено заседание межведомственной рабочей группы с участием представителей минэнерго, нефтяных компаний и органов управления АПК субъектов Федерации по уточнению дополнительных объемов поставки дизельного топлива сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение полевых работ в сентябре-ноябре 2011 года. В результате принятых совместных решений Минсельхозом России и Минэнерго России согласованы "Дополнительные объемы поставки дизельного топлива нефтяными компаниями сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение сельскохозяйственных механизированных работ в полевых условиях в сентябре-ноябре 2011 года на условиях предоставления скидки 10% от текущей оптовой цены, сложившейся в регионе".
По данным региональных органов АПК, за первое полугодие 2011 года в целом по Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 10,5 тыс. тракторов, 2,4 тыс. зерноуборочных комбайнов и 0,8 тыс. кормоуборочных агрегатов. Объемы приобретения техники в первом полугодии 2011 года были выше аналогичных показателей 2010 года - 136,4% тракторов, 120,6% зерноуборочных комбайнов, 123% кормоуборочных комбайнов.
По данным оперативного мониторинга минсельхоза, наиболее активно приобретается техника в хозяйствах Белгородской, Брянской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской, Смоленской, Новгородской, Новосибирской, Амурской, Саратовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. По данным на первое сентября 2011 года, приобретено 3987 единиц почвообрабатывающей техники, 3417 сеялок и посевных комплексов.
По данным ОАО "Росагроснаб" на первое сентября 2011 года, этим акционерным обществом поставлено агропромышленному комплексу 10 154 единицы техники на сумму 5352,16 млн рублей, в том числе 2333 трактора, 703 зерноуборочных комбайна, 57 кормоуборочных комбайнов, 7061 прочей сельскохозяйственной техники.
С начала 2011 года и до начала сентября компанией "Росагроснаб" поставлено сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических ресурсов на сумму 10 328,33 млн рублей, из них 8226,40 млн рублей - запасные части.
На межрегиональных базах и предприятиях ОАО "Росагроснаб" созданы запасы запасных частей и других материально-технических ресурсов для проведения уборочных работ на сумму более 1,1 млрд рублей.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в рамках реализации государственной программы в 2011 году составит 125 млрд рублей. Основные направления вложения бюджетных денег - поддержка животноводства, растениеводства, финансовой устойчивости сельского хозяйства, а также экономически значимых региональных программ.
На указанные мероприятия за счет средств федерального бюджета направлено 101656,9 млн рублей. При этом на поддержку животноводства - 9639,2млн рублей. В том числе субсидии на поддержку племенного животноводства - 3500 млн рублей, северного оленеводства и табунного коневодства - 369,5млн рублей, овцеводства - 769,7млн рублей, субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота - 5000 млн рублей.
Дополнительно для оказания господдержки сельхозтоваропроизводителям, производящим яйца, мясо птицы и свинину, распоряжением правительства предусмотрены дотации бюджетам субъектов Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 9000 млн рублей.
На поддержку растениеводства выделено 8893,4 млн рублей. В том числе субсидии на поддержку элитного семеноводства - 1716,9 млн рублей, на приобретение минеральных удобрений - 5500 млн рублей, на поддержку завоза семян в районы Крайнего Севера - 405,6млн рублей, на закладку и уход за многолетними насаждениями - 771,5 млн рублей, на поддержку производства льна и конопли - 246,6 млн рублей, на компенсацию части затрат на приобретение химических средств защиты растений - 252,8 млн рублей.
На поддержку финансовой устойчивости сельского хозяйства выделено 77124,3 млн рублей. В том числе субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам - 18713,4млн рублей, на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам - 47513,2 млн рублей, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, - 5897,6 млн рублей, субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений - 5000 млн рублей.
Полномочия по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам. При финансовой поддержке из федерального бюджета в регионах созданы фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Они предоставляют поручительства по кредитам, которые субъекты малого и среднего предпринимательства, не обладающие достаточным залоговым обеспечением, получают в коммерческих банках.
По поручению председателя правительства Владимира Путина Минсельхоз России проводит работу по отбору экономически значимых региональных программ. Соответствующая комиссия министерства отобрала 101 программу на сумму 5800 млн рублей.
В том числе в мясном скотоводстве были отобраны 44 программы. Критерии тут таковы - ежегодное увеличение поголовья на пять процентов и рост производства на убой мясных пород и их помесей на пять процентов. Общий объем их финансирования в 2011 году составит 2300 млн рублей. Реализация этих региональных программ позволит обеспечить прирост маточного поголовья мясного скота на 158,1 тыс. голов. И на 102,7 тыс. голов - маточного поголовья помесного скота.
В молочном скотоводстве отобрали 30 программ. Критерии - рост производства молока на два процента в год и сохранение или рост поголовья. Общий объем их финансирования в 2011 году составит 1500 млн рублей. А реализация позволит произвести дополнительно 726,7 тыс. тонн молока за год.
В сфере развития традиционного сельского хозяйства в 2011 году отобрали 17 новых программ. Критерии таковы - рост численности занятых в сельском хозяйстве, прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции 3-5%. Общий объем их финансирования составит 1200 млн рублей за год. Прирост выручки от реализации программ составит в 2011 году 5 млрд рублей.
В области производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Федерации отобраны 10 новых программ. Критерии - прирост выручки от реализации на 4 процента и создание новых рабочих мест. Общий объем финансирования программ по традиционным подотраслям в 2011 году составит 800 млн рублей. В 2011 году прирост выручки от реализации программ составит 3,3 млрд рублей.
Еще одно новое перспективное направление экономически значимых региональных программ 2011 года - развитие растениеводства и садоводства в садоводческих некоммерческих объединениях граждан. Поддержку за счет средств федерального бюджета здесь планируется предоставлять на обустройство дорог, систем энергообеспечения, водоснабжения и газификации, а также систем противопожарной безопасности.
Критериями отбора здесь является прирост количества обустроенных садоводческих некоммерческих объединений по региональным программам, предусматривающим мероприятия по развитию производства продукции растениеводства и садоводства в садоводческих некоммерческих объединениях. В настоящее время такие программы уже существуют в Алтайском крае, Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областях и городе Санкт-Петербурге.
В соответствии с поручениями председателя правительства Владимира Путина, данного по итогам его участия в работе XXII съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, министерство сельского хозяйства провело следующую работу.
Принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 21 июня 2011 г. N 147-ФЗ, позволяющий осуществлять налогообложение на доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде), в случае превышения минимальной установленной нормы площади земельного участка (0,5 га или не более 2,5 га, если это установлено субъектом Российской Федерации) и/или наличия наемных работников в установленном законом порядке.
С 1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающий упрощение процедуры получения и оформления земельных участков для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для фермерских хозяйств.
В целях компенсации из федерального бюджета 50 процентов расходов фермерских хозяйств на оформление в собственность (в том числе на проведение кадастровых работ) используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ утверждена сумма 120 млн руб. на 2012 год.
25 июля 2011 года принят Федеральный закон N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", устанавливающий правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе фермеров.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.03.2011 N 179 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота", предусматривающее оказание поддержки в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, сохранившим поголовье крупного рогатого скота, в размере 5 млрд рублей для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
На основании сведений об имеющемся маточном поголовье крупного рогатого скота в регионах Минсельхоз России распределил указанные средства между регионами, попадающими в эту категорию.
Постановлением от 28.04. 2011 N 336 Правительство Российской Федерации утвердило внесение изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года". Продлен срок действия программы (до 2013 года), финансирование программы приведено в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Разработанный минсельхозом проект концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г." проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.
В рамках реализации проекта государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2013-2020 гг. отдельным подразделом разрабатываются ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.
Правительством Российской Федерации согласована возможность финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета программы поддержки начинающих фермеров в 2012 году в сумме 2000 млн руб., программы развития семейных ферм - в сумме 1500 млн руб.
Кроме того, правительством согласована возможность финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета в 2012 г. в сумме 1415 млрд руб. на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Подготовка сельскохозяйственной техники к сезонным полевым работам в 2011 году