За 10 лет в Пермском крае на железной дороге погибли 1068 человек

С начала нынешнего года на железнодорожных путях в Пермском крае погибли 22 человека, еще столько же травмировано. Больше всего пермяков гибнет на Транссибирской магистрали, делящей центр Перми пополам.

Сирена не поможет

Каждый год на железнодорожных путях столицы Прикамья гибнут 40-50 человек. В августе этого года житель Перми пошел за покупками в супермаркет, расположенный около автодорожного моста над шоссе Космонавтов. Но подниматься на пешеходный переход он поленился и форсировал железную дорогу прямиком - под мостом. В результате вместо магазина мужчина попал в морг: на железнодорожных путях его насмерть сбил поезд. Причина гибели - неосторожность и нарушение элементарных правил безопасности.

Через Пермь проходят две железнодорожные ветки - это Транссибирская магистраль и ответвление на горнозаводское направление. Ежесуточно по ним проезжают 140 составов, половина из которых - грузовые. Поскольку 80 километров Транссиба практически делят краевой центр на две половины, именно здесь гибнет больше всего людей, пытающихся перейти железную дорогу в неположенном месте, чтобы сократить свой путь.

- Самые опасные места на перегоне Пермь-II - Бахаревка и под автодорожным мостом на шоссе Космонавтов, - говорит Ильдар Салахиев, руководитель пермского следственного отдела на транспорте СК РФ. - Причем отмечается четкая закономерность - пик гибели приходится на осенне-зимние месяцы. Вот и сейчас мы ожидаем новых происшествий.

Причина роста числа происшествий на путях в зимнее время одна - их регулярно освобождают от снега, а добираться до нужного места по очищенной дороге гораздо удобнее. Но пешеход может поскользнуться, упасть или зацепиться одеждой за мчащиеся мимо вагоны.

Недавно на станции Бахаревка погибла молодая девушка. Пренебрегая пешеходным переходом, она пошла по своим делам напрямик через рельсы. Машинист тепловоза подавал звуковые сигналы, но поскольку девушка с помощью наушников слушала громкую музыку, гудки остались незамеченными. Экстренное торможение не помогло - девушка погибла.

Забор не помеха

Особую тревогу у железнодорожников и правоохранительных органов вызывает перегон Пермь-II - Бахаревка. Здесь пермяки чаще всего попадают под поезд. За последние семь лет были травмированы 75 человек, из них половина со смертельным исходом..

Через этот перегон ведет множество тропинок из Индустриального района в Свердловский. Людям не хочется делать крюк и переходить пути по безопасному переходу, поэтому они упорно перепрыгивают через рельсы и шпалы. Невнимательнее всего это делают подвыпившие пешеходы: они медленно реагируют на приближающийся состав или вообще не обращают на него никакого внимания.

В последние годы появилась и новая категория жертв. Перегон Пермь-II - Бахаревка облюбовали самоубийцы. В сентябре 2008 года именно здесь рухнул пассажирский "Боинг". При этом погибли 88 пассажиров и члены экипажа.

По неведомой причине люди с нарушениями психики предпочитают свести счеты с жизнью именно на этом месте. Они поджидают движущийся поезд и бросаются под него.
 В прошлом году, дабы воспрепятствовать самоубийцам и беспечным пешеходам, РЖД поставило здесь металлические заборы высотой три метра с обеих сторон железной дороги и длиной по километру каждый. Однако и это не помогает. Железнодорожники недоумевают: пермяки готовы проламывать дыры в заборе, лишь бы любой ценой попасть на пути.

К тому же перегон расположен на территории трех районов города: Дзержинского, Индустриального и Свердловского. Вдоль путей есть лесопарковая зона. И пермяки выгуливают собак рядом с железной дорогой, зимой катаются на лыжах, а летом веселятся на пикниках со всеми вытекающими последствиями.

Инерция состава

Воздействовать на беспечных пермяков практически невозможно.

- Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах категорически запрещен законом, - говорит Ильдар Салахиев. - Но наказание за это существует лишь в виде предупреждения или сторублевого штрафа.

Ясно, что такие меры не помогут. Конечно, периодически железнодорожные пути патрулируются полицией или ведомственной охраной, но, учитывая их протяженность, такие меры также не приносят нужного эффекта.

Главными причинами трагедий железнодорожники считают не-осторожность, хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах и переход дороги в пьяном виде. Люди либо привыкают к опасным маршрутам и постепенно теряют бдительность, либо надеются успеть перед надвигающимся поездом. Но при этом часто забывают, что составы движутся в обе стороны. И порой, успев перебежать перед одним локомотивом, они оказываются перед другим.

Остановить поезд не так просто, даже если кажется, что он движется неторопливо. Скорость составов на Трассибирской магистрали в черте Перми достигает 80-100 километров в час. При этом локомотив тянет за собой десятки вагонов массой в тысячи тонн.

Даже при экстренной остановке тормозной путь поезда не меньше километра. К тому же, если поезд пассажирский, от резкого торможения страдают пассажиры. Да и поезд может сойти с рельс - произойдет крушение, последствия которого даже трудно себе представить.

Железнодорожники пытаются свести к минимуму несчастные случаи. Для повышения уровня безопасности введен строгий контроль за своевременной очисткой пассажирских платформ, пешеходных мостов и мест перехода. На 40 гектарах вырублен кустарник в местах ограниченной видимости. Устанавливаются видеокамеры, ведомственная охрана и полиция во время рейдов пытается пресечь хождение по путям в неустановленных местах, но большой отдачи от этого нет.

Сейчас в Пермском крае приступили к внедрению системы звукового оповещения "Сирена-Р". При подходе поезда к станции, когда он находится еще на расстоянии километра от нее, из громкоговорителей раздается: "Внимание! Проходит поезд!" Устройство предназначено в первую очередь для сотрудников магистрали, работающих на путях, но служит неплохим сигналом и праздношатающимся.

Спас машинист

Больше всего людей гибнет в Перми, но и в регионах смерть под колесами поездов тоже перестала быть редкостью. Много несчастных случаев происходит на перегонах Кунгур-Иренский и Григорьевская-Чайковская. Здесь, неподалеку от железнодорожных путей, находятся дачные поселки и зоны отдыха. И люди опять же забывают о требованиях безопасности.

В августе этого года на 1554 километре перегона Кунгур - Кишерть женщина смогла уцелеть только чудом. Машинист поезда Москва - Благовещенск двигался со сравнительно небольшой скоростью - 44 километра в час и, увидев на путях человека, успел затормозить. Но все равно тормозной путь составил 125 метров. При этом пострадали пассажиры, находившиеся в поезде.

К железнодорожникам обращаются жители поселков, деревень, главы администраций с просьбой о постройке пешеходных переходов через пути. Но возможно это не всегда, мешает элементарное отсутствие средств. Да и нереально через каждые 500 метров строить эти самые переходы и мосты.

Справка "РГ"

В 2009 году на железнодорожных путях в Пермском крае травмированы 145 человек, из них погибли 72. В 2010 году - 122, погибли - 63. За девять месяцев 2011 года травмированы 44 человека, в том числе погибли - 22.

компетентно

Андрей Кравчук, заместитель начальника Свердловской железной дороги по Пермскому региону:

- Пермь является узловой станцией. Поезда отсюда идут на Москву, на Дальний Восток и на север края. Поэтому в краевом центре более 200 километров железнодорожных путей, которые активно эксплуатируются в течение всего года. Достаточно сказать, что по главному ходу Транссиба поезда курсируют с периодичностью восемь-девять минут.

Для безопасности горожан построены пешеходные переходы, но пермяки, как правило, их игнорируют. А построенное с большими затратами ограждение на перегоне Пермь-II- Бахаревка пытаются сломать и упорно стремятся на рельсы. Причина, мой взгляд, кроется в полной безнаказанности. По путям ходить запрещено, но наказания за это нет. Штраф в сто рублей никого сейчас не испугает, к тому же необходимо еще и задержать нарушителя.

Мы постоянно пытаемся убеждать людей в опасности приближения к железнодорожным путям. Вывешиваем устрашающие и информационные плакаты. Проводим акции и беседы - в школах, лицеях, институтах показываем видеофильмы о страшных последствиях легкомысленного времяпрепровождения на путях. Совместно с работниками правоохранительных органов проводим рейды по проверке соблюдения гражданами правил безопасного поведения вблизи железных дорог. Но эффект от подобных мероприятий невелик. Поэтому недавно президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин предложил ужесточить ответственность за незаконное нахождение на путях. Возможно, эта мера кого-то остановит и спасет не одну человеческую жизнь.

К процессу обеспечения безопасности населения вблизи магистрали необходимо активней подключаться и местным властям. У нас есть пример хорошего сотрудничества с правительством Пермского края при возведении железного ограждения на перегоне Пермь-II - Бахаревка. Хочу надеяться, что на этом дело не закончится.

на заметку 

Правила поведения на железнодорожных путях:

запрещено ходить по путям, садиться в вагон на ходу поезда,

необходимо пользоваться переходными мостами или специально оборудованными переходами,

нельзя стоять у края платформы и подлезать под вагон стоящего поезда,

нельзя переходить пути перед близко идущим поездом,

запрещено оставлять детей без присмотра рядом с ж/д путями,

запрещено на электрифицированных участках подниматься на опоры, прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу,

запрещено заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к поезду до полной остановки.