13.10.2011 06:08
    Поделиться

    Власти Приангарья: Администрация Братска заявляла, что помощи не требуется

    Подобное тому, что случилось в городе Братске, вполне могло произойти нынешней осенью в любом сибирском городе, окруженном тайгой...

    Более двух недель Братск задыхался в дыму пожарищ. Люди не знали, куда деваться от едкого дыма. Эвакуировались больницы и закрывались школы. Кто имел такую возможность, увозил свои семьи подальше от города.

    Футбол во время чумы

    Огненная стихия разбушевалась не сама по себе - в том, что произошло целиком и полностью виноваты люди. Как те, кто разжигал огонь в засушливых лесах так и те, кто не торопился его тушить.

    Горожане встревожились во вторник, 20 сентября, когда с утра по городу распространился густой, едкий дым. На "горячую линию" местной администрации посыпались вопросы от местных жителей, на которые следовали стереотипные ответы: "Уже тушат, к вечеру все нормализуется..." На самом деле гасить дымящийся лес пожарные и власти не спешили - уповали на дождь, который синоптики обещали со дня на день. Но синоптики ошиблись - бабье лето загостилось на берегах Ангары.

    Вообще горящая сибирская тайга в это время года - нонсенс. Осенью слова "пожар" и "лес" вместе употребляли разве что поэты, пытающиеся передать буйство красок увядающей природы. Но в этом году словосочетание "осенний пожар" приобрело свой буквальный, зловещий смысл. И... выяснилось, что к такому повороту событий никто не готов.

    Пока муниципальная телерадиокомпания рассказывала об очагах возгораний рядом с городом, а лесничие призывали грибников не разбрасывать окурки и не разжигать почем зря костры в лесу, пожарные с милиционерами беспечно играли в футбол... Дело в том, что городские пожарные должны тушить возгорания на территории Братска, а то, что пылает в пригородных лесополосах, - проходит по другому ведомству. Тушить пламя на территории лесхозов должны муниципальные пожарные. А горело, как назло, на "спорных" территориях.

    Потушим сами

    В четверг, 23 сентября дождь так и не пошел, и городские власти объявили в Братске особый, противопожарный режим. Было созвано заседание городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на котором директор муниципального учреждения "Братский городской лесхоз" Владимир Михалев попытался убедить собравшихся заявлением, что в городских лесах растет число пожаров, а площадь возгорания увеличивается день ото дня. На

    23 сентября в Братске действовало уже шесть пожаров: огнем были охвачены 10 гектаров леса в районе улицы Муханова, еще гектар - в районе кладбища Центрального округа. Горело и на Курчатовском заливе, и в районе железнодорожного переезда на разъезде Чекановском. Тогда же на комиссии было установлено, что на десяти гектарах с огнем борются всего... восемь человек.

    О сложившейся ситуации стало известно областным властям, которые высказали готовность помочь и деньгами, и техникой, и человеческими ресурсами, но... тут администрация города Братска повела себя не просто загадочно, а скорее, даже неадекватно.

    - С 23 сентября мы обращали внимание администрации Братска на необходимость принятия более жестких и кардинальных мер по тушению пожаров в лесопарковой зоне, - говорит министр лесного комплекса правительства Иркутской области Николай Пенюшкин. - Мы спрашивали, какая необходима помощь, какие провести мероприятия с нашей стороны. К сожалению, руководство города заявило, что помощи не требуется.

    Отчаявшиеся братчане, засучив рукава, сами ринулись в тайгу, пытаясь победить огонь. Власти города не спешили снабдить добровольцев ни средствами тушения, ни техникой, ни продовольствием. Никто официально не проводил с волонтерами даже элементарный инструктаж по технике безопасности. К счастью, на этот раз все обошлось - новичкам всегда везет... Отважные дилетанты лезли в самое пекло, сбивая пламя еловым лапником и заливая прихваченными из дома ведрами, и выходили из огня невредимыми.

    Тушение оргвыводами

    Дело дошло до того, что министерство лесного комплекса было вынуждено обратиться в прокуратуру, - с тем, чтобы та обязала администрацию города исполнять свои прямые обязанности - спасать город от стихийного бедствия. Но вмешаться в ситуацию правоохранительные органы не успели. В ход пошла более "тяжелая артиллерия". Глубоко возмущенный происходящим российский министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу отправился с докладом к президенту страны Дмитрию Медведеву, который, в свою очередь, удивился, "что ни местное начальство, ни региональное начальство не предпринимают нормальных усилий...", и добавил: "Это повод для организационных выводов"...

    После этого, разумеется, последовали организационные выводы. В спешном порядке в Братск вылетел губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Прямо на заседании чрезвычайной комиссии городскому сити-менеджеру было предложено немедленно уйти в отставку.

    Над городом и близлежащей тайгой повисли вертолеты МЧС, количество людей, задействованных в ликвидации пожара, достигло полутора тысяч человек, для которых, кстати, сразу же нашлись и лопаты, и ранцевые огнетушители. Городские лесопарки и близлежащие леса стали прочесывать патрули...

    Но все-таки начали действовать слишком поздно:

    - Все это можно было остановить, если бы спохватились в самом начале. Сейчас поможет только дождь, мы в состоянии лишь сдерживать натиск огня, - рассказывали пожарные.

    Мы уже говорили о том, что лесные пожары в это время - редкость. В прошлые годы осенние дожди мешали разгуляться огненной стихии. Как правило, в Сибири леса горят весной, когда сходит снег и обнажается прошлогодняя сухая трава. Весной пламя несется поверху, пожирая деревья и кустарники, но не может забраться вглубь, под моховую, промерзшую за зиму подстилку. Поэтому весной с пожаром справиться довольно легко. Сейчас же слежавшиеся мох, листья, трава, ветки просохли за лето и начали тлеть, разогревая глинистую почву, которая, в свою очередь, отдавала тепло слежавшейся таежной подстилке... Тушение огня стало подобно битве Геркулеса с Гидрой. Добровольцы заливают верхний слой, притаптывают, присыпают землей, но он проседает, соприкасается с воздухом сверху, а снизу - с раскаленной глиной, - и тление возобновляется, как будто и не тушили ничего...

    Кто виноват?

    Сейчас в Братске ищут ответ на извечный русский вопрос. С главного виновника - аномально длинного бабьего лета не спросишь, поэтому правоохранительные органы заняты поиском тех, кто сможет понести наказание за случившееся. Милиция ищет тех, кто поджигал, прокуратура допрашивает тех, кто проявил бездействие и халатность.... Как сообщил начальник Братского РОВД Олег Жаров, по подозрению в умышленных поджогах, начиная с 30 сентября, возбуждено уже 20 уголовных дел, установлено четверо подозреваемых, устанавливается причастность к возгораниям 62 человек. В некоторых местах обнаружены несомненные следы преднамеренного поджога. Среди злоумышленников - бомжи, которые на костре обжигали проволоку, освобождая металл от изоляции, "черные" лесорубы, заметающие огнем следы преступлений, и просто любители шашлыков...

    А по городу, между тем идут слухи и разговоры. Нашлись свидетели, которые видели таинственные автомобили и людей, разбрасывающих по обочинам дорог горящие предметы. Версия о том, что сгоревший недалеко от центра городской лесопарк пал жертвой тех, кто "положил глаз" на перспективную для застройки территорию, также прорабатывается следствием. Известный в городе политический деятель Андрей Чернышев заявил, что лес поджигают "люди, которые хотят и дальше дестабилизировать ситуацию в городе":

    - Не думаю, что лес изначально поджигался из политических побуждений, но после первой отставки у экстремистов появилось желание добиться дальнейших увольнений, - заявил он журналистам.

    По словам губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, при правительстве региона будет сформирована комиссия, которая займется проверкой деятельности администраций Братска и Братского района. Также будет проведена комплексная поверка в агентстве лесного хозяйства Приангарья. В структуре мэрии Братска уже создан департамент по обеспечению безопасности населения...

    И напоследок о приятном: глава региона объявил, что пожарные и добровольцы, участвовавшие в тушении пожаров в Братском районе, будут отмечены наградами и премиями. Создан губернаторский фонд, в который уже пожертвовано восемь миллионов рублей. Слава богу, герои в нашей стране не перевелись пока. Как, к сожалению, и те, кто создает им поводы для совершения подвигов.

    А как у соседей?

    В Бурятии из-за теплой погоды не прекращаются лесные пожары.

    Так, по состоянию на день, 11 октября в республике зафиксировано шесть очагов лесных пожаров общей площадью 168,5 гектара, очаг одного возгорания на площади 50 гектаров локализован. Крупных лесных пожаров нет, как нет и угрозы населенным пунктам и инфраструктурным объектам. По данным пресс-службы ГУ МЧС по Бурятии, для ликвидации действующих пожаров задействовано 218 человек и 15 единиц техники, в том числе привлечены 105 десантников, прибывших из Томска и Красноярска. Авиаразведку выполняют самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8.

    Сложность тушения лесных пожаров сейчас заключается в том, что многие из них находятся в труднодоступной местности. Кроме того, в регионе установилась теплая погода, и как сообщили в республиканском агентстве лесного хозяйства, по сведениям местного гидрометеоцентра, бабье лето простоит до конца октября.

    Поэтому все силы и средства противопожарных служб остаются мобилизованными - леса патрулируют 56 межведомственных групп, организована работа 12 подвижных постов от пожарных гарнизонов и добровольных формирований. Пока же в Джидинском районе республики сохраняется пятый класс пожароопасности, а в городе Улан-Удэ и 10 районах республики - четвертый.

    Поделиться