В Уральской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы применения механизмов саморегулирования в малом строительном бизнесе.
По мнению участников рынка, существующая сегодня концепция саморегулирования ведет к искусственному разделению строительного сообщества. Приказом Минрегиона определен перечень так называемых "работ под звездочкой", которые можно осуществлять без допусков. К ним, в частности, относятся возведение малоэтажных объектов, кровельные, фасадные работы, внутренняя отделка и монтаж внутренних сетей.
Такое деление на "звездные" и "незвездные" виды работ произведено намеренно - тем самым государство дало послабление малому бизнесу: он может получать заказы, не вступая в СРО, не страхуя свою деятельность и не делая взносов в компенсационный фонд. Однако бессмертное "хотели как лучше, получилось как всегда" на практике вылилось в серьезные проблемы для небольших компаний. Сегодня они стоят перед выбором: либо выглядеть в глазах заказчиков полулегальной бригадой шабашников, либо вступать в СРО и платить порядка 0,5 миллиона рублей за получение фактически не нужных им допусков, содержание солидного компенсационного фонда и жесткую квалификацию персонала, которая им тоже не столь уж необходима.
Сложившуюся парадоксальную ситуацию можно и нужно изменить, считает Сергей Ренжин, генеральный директор СРО НП "Уральское объединение строителей".
- Необходимо создать такие условия, при которых малый бизнес мог бы создавать СРО, но не нести при этом значительных расходов. Тем самым предприниматели докажут, что готовы брать на себя дополнительную ответственность, а рынок станет более унифицированным, если все участники будут работать по общим, понятным правилам, а качество и результат обеспечиваться гарантиями СРО, - подчеркивает он.
Одна из первых в России СРО для малого и среднего строительного бизнеса появилась в Екатеринбурге и называется МАБИС. Взносы в ее компенсационный фонд минимальны - порядка 5000 рублей, а страховка включена в ежегодные платежи. Планируется, что членами новой организации станут 50 небольших компаний. Причем, по словам Сергея Ренжина, они сами проявляют инициативу к объединению, тогда как крупный бизнес в СРО едва ли не загоняли.
Мнения участников круглого стола по поводу размера компенсационного фонда разделились. Кто-то посчитал, что 5000 рублей - это несерьезно: значит, саморегулируемая организация не защищена от действий недобросовестных участников, ведь даже микропредприятие может наделать миллионных долгов, за которые придется отвечать бывшим партнерам. Бизнесмены соглашаются, что в "больших" саморегулируемых организациях больше контроля, но чтобы стать их полноправными участниками, нужно содержать определенную кадровую структуру, иметь фонд оплаты труда порядка миллиона рублей в месяц.
Да и гарантированный заказ на капстроительство не может обеспечить ни одна СРО, даже самая солидная и финансово обеспеченная. Вот если бы аукционы и тендеры разыгрывали между СРО, а не между отдельными участниками рынка, можно было бы говорить, например, о распределении госзаказа в рамках саморегулируемой организации, однако возникают опасения, что тогда коррупция из властных коридоров переместится в эту сферу.
И все же членство в СРО - скорее плюс для малого строительного бизнеса, чем минус. Помимо повышения статуса в глазах заказчика предприниматели получают возможность разрабатывать собственные стандарты на те или иные виды работ, формировать внутренний рейтинг, привлекать молодых специалистов. Наконец, членство в СРО облегчает доступ к кредитным ресурсам.
С точки зрения заместителя министра строительства и архитектуры Свердловской области Виктора Киселева, свои перспективы в регионе малому бизнесу необходимо связывать прежде всего с малоэтажными проектами и освоением территорий за пределами ЕКАДа.
- Хочется, чтобы эту нишу занял малый бизнес. Причем местный, ведь во многих муниципалитетах до сих пор нет нормальных подрядчиков, - заметил чиновник.