Сегодня самая протяженная на планете и полностью электрифицированная Транссибирская железнодорожная магистраль составляет основу трансконтинентального направления "Запад-Восток" и позиционируется крупнейшими международными организациями как приоритетный маршрут в сообщении между Европой и Азией.
Общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали железнодорожным транспортом в международном сообщении в 2010 году составил 364 тыс. контейнеров ДФЭ, что на 36% больше, чем в 2009 году.
Однако, несмотря на существенный процентный рост транзитных объемов грузов по итогам 2010 года в сравнении с кризисным 2009 годом (80%), абсолютные показатели роста - всего 32,4 тыс. контейнеров ДФЭ - сильно настораживают, учитывая транзитный потенциал Транссиба в 250-300 тыс. ДФЭ.
Ежегодно между Западной Европой и Азией перевозятся миллионы контейнеров, но только чуть более 1% этого потока проходит по территории России, а ведь эти потоки могли бы существенно повысить доходы российских компаний от транзитных грузов, следующих по Транссибирской магистрали.
По подсчетам экспертов, дополнительная выручка только отечественных транспортников могла бы составить порядка 2 млрд долларов в год при привлечении на Транссиб годового транзитного грузопотока в объеме 600-800 тыс. контейнеров. Собственно, это именно те деньги, которые сегодня уходят к конкурентам из других стран, привлекающих клиентов различными сервисами.
Стоит отметить, что, помимо прямых выгод от предоставления услуг по транспортировке грузов, российская экономика получила бы интегральный эффект от расширения внешнеторгового сотрудничества со странами Европы и Азии.
Эта тема стала ключевой на состоявшемся в сентябре в Одессе XX Пленарном заседании международной ассоциации Координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТП). В нем участвовали свыше 200 членов организации и приглашенные из 24 стран. Среди них - президент Ассоциации транссибирских операторов и экспедиторов Европы Альберт Вернер и президент Ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии Шиомото Тадакуни.
На заседании иностранные специалисты в один голос говорили о важности и нужности такого евроазиатского сухопутного маршрута, как Транссиб, представители грузоотправителей высказывали свои предложения относительно возможностей использования этой дороги.
Участники рынка придают большое значение расширению географических границ транссибирских перевозок. На Востоке это реконструкция Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб, куда будут тяготеть грузовладельцы Азиатско-Тихоокеанского региона, на Западе - строительство "широкой" колеи 1520 мм до Вены, которая аккумулирует грузы европейских производителей.
Было отмечено, что одной из важнейших задач железнодорожной отрасли в России является создание надежного и эффективного механизма транспортировки грузов между Европой и Азией. Причем проект "Транссиб за 7 суток", реализуемый ОАО "РЖД", - это эффективный путь конкуренции с привычным морским трафиком.
Действительно, благодаря этому проекту уже в 2012 году железнодорожный перевозчик планирует сократить срок доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России до 7 суток. Это примерно на треть быстрее, чем в настоящее время. За счет такого ускорения грузовладелец получает возможность существенно увеличить оборот средств по сравнению с доставкой продукции тем же морским путем.
Как отметили зарубежные участники транссибирских перевозок, в последние годы на магистрали существенно возросло качество транспортного обслуживания, решены вопросы сохранности перевозимых грузов, введен упрощенный порядок декларирования контейнерных грузов.
По данным ОАО "РЖД", объемы перевозок по Транссибу за январь-август 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли более чем на треть, увеличились и объемы перевалки грузов через морские порты России. Однако по-прежнему остается нерешенным ряд вопросов, связанных с обеспечением бесперебойного перевозочного процесса.
Так, одним из основных факторов увеличения времени доставки грузов является наличие большого количества участников перевозочного процесса, их раскоординированной деятельности и неслаженной работы служб по всему маршруту следования. Решение этой проблемы эксперты видят во внедрении инновационных технологий в перевозочный процесс, таких как страхование рисков, безбумажный документооборот и единый информационный ресурс.
По мнению президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, одним из инструментов формирования экономически эффективных и современных условий транспортировки по всему транссибирскому маршруту должно стать создание нового международного логистического оператора транзитных перевозок по направлению "Восток-Запад". Таким образом, рынку планируется предложить комплексную "сквозную" услугу с конкурентоспособными параметрами цены и качества.
Хочется верить, что создание привлекательных условий по использованию Транссибирской магистрали - лишь вопрос времени. Однако, как было отмечено на заседании КСТП в Одессе, достижение этой задачи возможно исключительно за счет сотрудничества и эффективного взаимодействия всех участников перевозочного процесса.