С этого учебного года большинство московских школ, как известно, перешли на новые принципы финансирования. В пилотном проекте участвуют 983 школы. Только что педагоги получили первую зарплату, рассчитанную по-новому.
Все школы теперь получают одинаковую сумму на учеников - по 120 000 рублей на каждого.
Но эти деньги дают не в виде сметы, где расписано все, вплоть до того, сколько закупить мела и лампочек, а субсидией, размер которой напрямую зависит от количества учеников в школе.
Школа имеет право распорядиться средствами так, как считает нужным. Условия два - количество образовательных услуг, в том числе - бесплатных кружков, не должно уменьшаться, а зарплата педагогов - снижаться.
Заработок учителей пилотных школ теперь зависит от качества их работы и состоит из базовой и стимулирующей частей. По словам Исаака Калины, руководителя департамента образования Москвы, все пилотные школы получили дополнительное финансирование, которое они потратили на выплаты стимулирующей части.
- В большинстве школ зарплата повысилась на 8-10 процентов, иногда - на 15. Есть и такие, где зарплата выросла на 30 процентов! - рассказал Исаак Калина.
За что учителям доплачивают? Примерные критерии разработаны, их около 20, но школа может установить и свои требования - платить, например, прибавку молодым педагогам, особо поощрять тех, кто имеет за плечами не педагогический вуз, а профильный или ведет предметные кружки.
По мнению Калины, не могут быть одинаковыми системы оплаты в школах, где углубленно изучают химию и технологию. Ясно, что оплата труда преподавателя должна зависеть от сложности и глубины преподавания дисциплины.
Новая бухгалтерия потребовала от директоров серьезных знаний в финансовом праве и делопроизводстве. Чтобы обучать директоров, ведущие вузы, такие, например, как ВШЭ, Финансовый университет открыли магистратуры для руководящих работников образования. И первые слушатели из учительской среды уже сидят после работы на лекциях.
При введении новых схем оплаты труда в регионах России учителя больше всего опасались, что придется сокращать психологов, логопедов и других специалистов, чтобы за счет сэкономленных денег доплачивать лучшим педагогам. Кое где так и вышло. Но в Москве пока удалось сохранить штаты. Более того, в некоторых пилотных школах думают о том, чтобы пригласить на работу собственного бухгалтера.
Анатолий Каспаржак, профессор Института развития образования ВШЭ:
- Меня беспокоит механизм распределения стимулирующих надбавок, само наличие которых я горячо поддерживаю. Боюсь, что при существующем уровне оплаты труда учителя эта надбавка будет распределяться так, чтобы все были довольны, никто не ушел с работы. Я в свое время занимался аттестацией учителей и хорошо понял, что учитель высшей и первой категории - это голодный и очень голодный. Если зарплата низкая, то стимулирующий коэффициент рассматривается как социальная поддержка. Для того, чтобы коэффициенты работали, нужно, чтобы нижняя граница обеспечивала достойную жизнь.