Новости

14.10.2011 00:29
Рубрика: Общество

Оклад отправили на склад

Школы теперь сами решают - каким учителям и сколько заплатить

С этого учебного года большинство московских школ, как известно, перешли на новые принципы финансирования. В пилотном проекте участвуют 983 школы. Только что педагоги получили первую зарплату, рассчитанную по-новому.

Все школы теперь получают одинаковую сумму на учеников - по 120 000 рублей на каждого.

Но эти деньги дают не в виде сметы, где расписано все, вплоть до того, сколько закупить мела и лампочек, а субсидией, размер которой напрямую зависит от количества учеников в школе.

Школа имеет право распорядиться средствами так, как считает нужным. Условия два - количество образовательных услуг, в том числе - бесплатных кружков, не должно уменьшаться, а зарплата педагогов - снижаться.

Заработок учителей пилотных школ теперь зависит от качества их работы и состоит из базовой и стимулирующей частей. По словам Исаака Калины, руководителя департамента образования Москвы, все пилотные школы получили дополнительное финансирование, которое они потратили на выплаты стимулирующей части.

- В большинстве школ зарплата повысилась на 8-10 процентов, иногда - на 15. Есть и такие, где зарплата выросла на 30 процентов! - рассказал Исаак Калина.

За что учителям доплачивают? Примерные критерии разработаны, их около 20, но школа может установить и свои требования - платить, например, прибавку молодым педагогам, особо поощрять тех, кто имеет за плечами не педагогический вуз, а профильный или ведет предметные кружки.

По мнению Калины, не могут быть одинаковыми системы оплаты в школах, где углубленно изучают химию и технологию. Ясно, что оплата труда преподавателя должна зависеть от сложности и глубины преподавания дисциплины.

Новая бухгалтерия потребовала от директоров серьезных знаний в финансовом праве и делопроизводстве. Чтобы обучать директоров, ведущие вузы, такие, например, как ВШЭ, Финансовый университет открыли магистратуры для руководящих работников образования. И первые слушатели из учительской среды уже сидят после работы на лекциях.

При введении новых схем оплаты труда в регионах России учителя больше всего опасались, что придется сокращать психологов, логопедов и других специалистов, чтобы за счет сэкономленных денег доплачивать лучшим педагогам. Кое где так и вышло. Но в Москве пока удалось сохранить штаты. Более того, в некоторых пилотных школах думают о том, чтобы пригласить на работу собственного бухгалтера.

компетентно

Анатолий Каспаржак, профессор Института развития образования ВШЭ:

- Меня беспокоит механизм распределения стимулирующих надбавок, само наличие которых я горячо поддерживаю. Боюсь, что при существующем уровне оплаты труда учителя эта надбавка будет распределяться так, чтобы все были довольны, никто не ушел с работы. Я в свое время занимался аттестацией учителей и хорошо понял, что учитель высшей и первой категории - это голодный и очень голодный. Если зарплата низкая, то стимулирующий коэффициент рассматривается как социальная поддержка. Для того, чтобы коэффициенты работали, нужно, чтобы нижняя граница обеспечивала достойную жизнь.

Общество Образование Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Повышение зарплат бюджетникам
Добавьте RG.RU 
в избранные источники