В прокат вышли "Три мушкетера" в 3D с Миллой Йовович в роли Миледи

Вот и "Три мушкетера" попали в жертвы 3D. Очередная экранизация мегаромана в новом фильме Пола Уильяма Скотта Андерсона вышла в трех измерениях. И во всех трех предложила нечто новое.

Первое измерение - время. Возрасты героев теперь максимально приближены к роману. Исполнителю роли Д Артаньяна Дону Амиче в музыкально-комедийной версии 1939 года стукнул 31 год, Майклу Йорку в экранизации 1973 года - 34, Джин Келли отправлялся из Гаскони в Париж в 36 лет, а Оррин Джонс в одной из первых киноверсий 1916 года прощался с папой, мечтая стать мушкетером, и вовсе на шестом десятке. То есть любимый герой Дюма в кино всегда представал зрелым мужчиной, искушенным воином и опытным дамским угодником. И вот, наконец-то, он стал девятнадцатилетним пацаном Логаном Лерманом. Недалеко от него ушел и бледнощекий Людовик XIII - эту роль играет двадцатилетний Фредди Фокс. И даже кардинал Ришелье, которого обычно изображают старцем с пронзительным взором, явился в облике очень крепкого оскаровского лауреата Кристофа Вальца, которому всего-то пятьдесят с хвостиком. Вместе с грузом лишних лет герои избавились от лишних предрассудков и ненужной рассудительности.

Второе измерение - жанр. Он смешан всмятку. Дюма в фильме скрестили с Жюлем Верном, приключения XVII века - с компьютерным квестом, над Версалем времен Людовика XIII зависают летающие корабли, авторство которых приписано да Винчи, - морские боевые фрегаты, срисованные с гравюр и подвешенные к чему-то вроде дирижабля модели "Цеппелин". Они ведут воздушно-морские сражения, беспардонно сминают королевский фуршет и величественно присаживаются на шпиль парижского собора. К роману дописан своего рода приквел, где Атос с Портосом и Арамисом распутывают интригу зловредной Миледи (Милла Йовович) меж дворцов и каналов Венеции, причем ухватки персонажей заимствованы из фильмов про Бэтмена, маски - из китайской боевой хореографии, а хитроумная дворцовая машинерия - из лазерных фэнтези типа "Матрица". Миледи здесь вступает на скользкий путь Невесты из "Килл-Билла", которая, в свою очередь, изображает Мишель Йео из "Крадущегося тигра, затаившегося дракона". Разрабатывая визуальный ряд картины, режиссер явно вдохновлялся видеоигрой "Братство крови". Вот такой круто взбитый жанровый коктейль предлагает нам Пол Уильям Скотт Андерсон.

Третье измерение - сам мир героев Дюма, их функции и их кредо. Он резко приближен к реалиям и представлениям обитателей свирепых нулевых. Арамис (Люк Эванс) теперь выполняет функции дорожной полиции, штрафуя Д Артаньяна за небрежно припаркованную лошадь. Портос (Рэй Стивенсон) с первого появления извещает о своей сексуальности. И если отец еще прощается с юнцом Д Артаньяном старомодной романтической клятвой "Один за всех, и все за одного", то Атос (Мэтью Макфейден) романтики чужд и верит только в шпагу, вино и деньги. Все персонажи сериально одномерны, диалоги упрощены до предела, мысли всегда предпочитается действие. Самым умным героем оказывается Ришелье - но не от смысловой наполненности его монологов, а потому, что Кристоф Вальц рожден для ролей интеллектуальных иезуитов. Все остальные принципиально не отягощены интеллектом: сценаристы боятся грузить своих зрителей чем-либо умным, зато громоздят сцены-экш с такой монотонной щедростью, что посреди самых накаленных приключений на земле, в воде и воздухе вдруг начинаешь отчетливо тосковать по какой-нибудь лопнувшей струне. Наверное, потому, что компьютерные трюки не грозят целостности актеров, они теперь могут без вреда для здоровья фехтовать хоть на клювах грифов собора Нотр-Дам - исчезает последний повод для зрительских переживаний и волнений.

Сюжет так тщательно очищен от характеров, что герои начинают напоминать отштампованные из раскрашенной пластмассы шахматные фигурки - они красиво передвигаются в красивых декорациях, изображающих красивые дворцы Венеции, Парижа и Лондона. Этот эффект органично усилен 3D: когда дается крупный план на фоне пейзажа, у страдающих боязнью высоты начинается приступ акрофобии, а когда план общий, возвращается стойкое ощущение кукольной анимации.

Экранизации романа Дюма, надо заметить, пошли ускоренными темпами. Если еще недавно "Трех мушкетеров" переснимали с периодичностью в десять-двадцать лет, то уже в 2012-м нас ждет еще одна версия, сведения о которой пока хранятся в тайне. Надо полагать, она будет в 4D: залы окутает пороховой дым, Миледи будет пахнуть шанелью, а Портос - благородным аристократическим потом. Технические и межжанровые прорывы открывают шлюзы новым прочтениям классических сюжетов и их адаптациям для подрастающих поколений. В близком будущем я вполне представляю себе Капитана Немо в образе Хэнкока, Дубровского в обличье Кота в Сапогах, Анну Каренину, бросающуюся под межгалактический лайнер, и Дракулу, который вылакал из нас всю нефть.

ОПРОС "РГ"