Новости

14.10.2011 00:25
Рубрика: Происшествия

Без отрыва от полосы

Самолет Як-42 перед аварийным вылетом был в идеальном состоянии

Самолет Як-42, разбившийся 7 сентября под Ярославлем, перед вылетом был в идеальном состоянии. Заявил единственный выживший в катастрофе под Ярославлем бортинженер Александр Сизов в своем первом после падения самолета интервью.

Он лично проводил осмотр самолета перед вылетом Як-42 в Минск с командой "Локомотива". Опрос инженера комиссия Межгосударственного авиационного комитета провела еще в сентябре. Тогда Сизов сказал, что замечаний к работе техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по его ходу, не было.

"Подготовка к полету осуществлялась в обычном режиме, без спешки", - сказал он и журналистам. Это отметает версии, высказанные в ряде СМИ, что из-за загруженности аэропорта экипаж торопился, и подготовка к полету была скомкана.

По словам бортинженера Сизова, во время разгона стало ясно, что все идет не по плану. "Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, и я понял, что идем по грунту", - рассказал Сизов. "С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет, и сейчас мы разобьемся", - вспоминает он. Несмотря на это, точно сказать, был нажат тормоз при разгоне самолета или нет, Сизов не может. "Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет", - пояснил он.

Исправность самолета, в том числе и тормозной системы, подтвердил "РГ" и летчик-испытатель Магомед Толбоев, который участвует в проведение летного исследования МАК в Подмосковье. Эксперимент идет по графику, сказал Толбоев.

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в свою очередь рассказал "РГ", как обычно проходит подготовка к полету. Она четко регламентирована. Существует целый перечень агрегатов, которые нужно проверить. У каждого типа самолета есть свои особенности. В тех аэропортах, где нет специалистов по обслуживанию, борт сопровождает инженер. Так было и с Як-42 в Ярославле. Вот почему бортинженер оказался в самолете, пояснил Смирнов.

Бортинженер в обязательном порядке проверяет состояние тормозной системы перед вылетом. В том числе осматривает на предмет повреждения колеса шасси, нет ли течи в гидравлической системе. С помощью аппаратуры проверяет в ней давление, рассказал Смирнов.

Кроме того, сам экипаж перед взлетом, когда самолет выруливает на полосу, обязательно делает "пробное торможение", смотрит, схватывают тормоза или нет. По словам Смирнова, в случае если во время руления экипаж выявляет неполадки тормозной системы, то обязательно ставить об этом в известность, в том числе и инженера. Однако в расшифровке разговоров экипажа Як-42 не было ни слова о неисправности тормозов, отметил Смирнов.

Комиссия МАК методом исключения отвергла массу предположений о причинах авиакатастрофы, отметил Смирнов. В результате остались две версии: неисправность системы торможения и действия экипажа.

Оставшиеся части тормозной системы исследуют в специальной лаборатории. И параллельно идут летные исследования в Жуковском. Уже состоялся первый эксперимент, во время которого летчики-испытатели имитировали взлет без отрыва от полосы. Теперь идет расшифровка записей с самописцев экспериментального Як-42 и разбившегося. Если показания расшифровки аварийного полета и экспериментального где-то не совпадут, то их расхождение поможет найти причину катастрофы, предположил Смирнов. Если все показатели совпадут, то эксперимент продолжат. Но тогда летчикам придется оторвать самолет от земли на той же скорости и под тем же углом атаки, считает Смирнов. При этом он подчеркнул, что в Жуковском взлетно-посадочная полоса пять километров и у летчиков будет возможность нормально приземлиться, сразу после взлета.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Трагедия ХК "Локомотив"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники