15.10.2011 23:00
Поделиться

Проект закона о внесении изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ"

Проект закона о внесении изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ"

Вносится членами Совета Федерации:
Жидких В.А., Смирновым Ю.В., Бечеловым И.Б., Борисовым А.А., Оськиной В.Е., Кавджарадзе М.Г., Косоуровым В.С., Лоторевым А.Н., Пономаревой Л.Н., Сурковым К.В., Тонковым Н.И., Фетисовым В.А.,
Шамковым Ю.В., Якубовским В.В.

Проект

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298; 2011, № 27, ст. 3880) следующие изменения:

1) абзацы двадцать первый, двадцать второй и двадцать третий статьи 1 после слов "профессионально подготовленное" дополнить словами ", прошедшее аттестацию";
2) дополнить статьями 31, 32 и 33 следующего содержания:

"Статья 31. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности относятся:
выработка и реализация государственной политики в сфере туризма, в том числе формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, а также определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
оказание государственных услуг в сфере туризма, определение порядка оказания услуг по реализации туристского продукта;
управление находящимся в федеральной собственности имуществом в сфере туризма;
обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации, защита прав и интересов российских туристов за пределами территории Российской Федерации;
разработка и реализация стратегий (концепций) развития туризма, а также государственных (федеральных целевых, отраслевых целевых и иных) программ в указанной сфере;
формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
разработка и утверждение технических регламентов и разработка национальных стандартов в сфере туризма;
установление порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих, в том числе гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
установление порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих, в том числе гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
информационное обеспечение туризма, включая создание и обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения туризма в Российской Федерации, содействие созданию и функционированию туристских информационных центров;
содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
создание и обеспечение условий для развития туристской индустрии в Российской Федерации;
организация научных исследований в сфере туризма;
содействие организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере туризма;
установление требований к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам, а также к инструкторам-проводникам;
разработка и утверждение формы бланка туристской путевки;
разработка и утверждение форм статистической отчетности, применяемых в области туризма и туристской деятельности;
организация и проведение всероссийских и межрегиональных мероприятий в сфере туризма, утверждение и реализация календарного плана указанных мероприятий;
осуществление взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, в том числе с саморегулируемыми организациями;
взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, участие в организации международных мероприятий в указанной сфере;
учреждение наград, премий и других форм поощрения в сфере туризма;
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 32. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма и туристской деятельности относятся:
определение основных задач и приоритетных направлений развития туризма в субъектах Российской Федерации;
разработка и реализация региональных (отраслевых, целевых и иных) программ в указанной сфере;
осуществление в пределах своих полномочий нормативно-правового регулирования в сфере туризма;
проведение анализа, разработка прогноза финансовых, экономических, социальных и иных показателей, а также оценка эффективности мер по созданию условий для развития туризма и туристской деятельности в субъектах Российской Федерации;
оказание в пределах своих полномочий государственных услуг в сфере туризма;
управление находящимся в собственности субъектов Российской Федерации имуществом в сфере туризма;
обеспечение в пределах своих полномочий безопасности туризма, защита прав и законных интересов российских туристов на территориях субъектов Российской Федерации;
создание и обеспечение условий для беспрепятственного доступа туристов к средствам связи, к медицинской, правовой, иным видам неотложной помощи;
аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих, в том числе гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, а также инструкторов-проводников на соответствие требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма;
продвижение региональных туристских продуктов, имеющихся на территориях субъектов Российской Федерации, на внутреннем и мировом туристских рынках;
обеспечение условий для свободного доступа туристов к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации;
реализация в пределах своих полномочий мер поддержки приоритетных направлений развития туризма, в том числе социального и самодеятельного туризма;
создание в пределах своих полномочий условий для развития в субъектах Российской Федерации туристской индустрии;
организация и проведение региональных и межмуниципальных мероприятий в сфере туризма;
осуществление взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, в том числе с саморегулируемыми организациями;
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе:
участвовать в реализации государственной политики в сфере туризма;
участвовать в пределах своих полномочий в реализации стратегий (концепций), государственных (федеральных целевых и иных) программ развития туризма в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации;
участвовать в организации и проведении международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий в сфере туризма;
участвовать в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере туризма;
участвовать в организации научных исследований в сфере туризма;
оказывать содействие в развитии туризма, в том числе путем поддержки развития инфраструктуры туризма на территориях муниципальных образований;
участвовать в информационном обеспечении туризма, создании в субъектах Российской Федерации туристских информационных центров и обеспечении их функционирования.

Статья 33. Права органов местного самоуправления в области туризма и туристской деятельности

Органы местного самоуправления в целях создания условий для развития туризма и туристской деятельности вправе:
определять направления развития туризма в муниципальных образованиях;
реализовывать в пределах своих полномочий меры поддержки приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации, в том числе социального и самодеятельного туризма;
содействовать продвижению туристских продуктов, сформированных на территориях муниципальных образований, на внутреннем и мировом туристских рынках;
содействовать созданию условий для свободного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, имеющимся на территориях муниципальных образований;
создавать в пределах своих полномочий условия для развития на территориях муниципальных образований туристской индустрии;
оказывать муниципальные услуги в сфере туризма;
организовывать и проводить муниципальные мероприятия в сфере туризма;
участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий в сфере туризма, проводимых на территориях соответствующих муниципальных образований;
содействовать организации и функционированию туристских информационных центров.";
3) в статье 4:
а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Цели и приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности";
б) часть третью признать утратившей силу;
в) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма.";
4) в статье 41 слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" в соответствующем падеже заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма," в соответствующем падеже;
5) в статье 5:
а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Стандартизация, классификация, аттестация в области туристской индустрии";
б) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Требования к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам, а также к инструкторам-проводникам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма.";
6) в статье 14:
в части второй слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма,";
в части девятой слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма";
7) в части четвертой статьи 173 слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма,";
8) в частях десятой и одиннадцатой статьи 175 слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма,";
9) в статье 19 слова "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма" в соответствующем падеже заменить словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма," в соответствующем падеже.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 ноября 2012 года.

Президент
Российской Федерации

пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

В ноябре 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 296-ФЗ "О внесении изменения в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который предусматривает отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти.

Принятие этого закона позволяет разработать и внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон), в которых должны быть конкретизированы полномочия регионов в сфере туризма. Законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" статьей 31, статьей 32, статьей 33.

В статье 31 содержится перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности.  К ним относятся, в том числе, выработка и реализация государственной политики, формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, защита прав и интересов российских туристов за пределами территории Российской Федерации, обеспечение безопасности туризма, разработка и реализация стратегий (концепций) развития туризма, а также государственных (федеральных целевых, отраслевых и иных) программ и другие положения.
Статья 32 содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности. Они касаются, в том числе, разработки и реализации региональных отраслевых программ, стратегий или концепций, обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов российских туристов на территориях субъектов Российской Федерации, проведения аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, продвижения региональных туристских продуктов и многих других вопросов, затрагивающих комплексную сферу туризма.

Данные положения корреспондируются статьям 2, 3 и 4 Федерального закона. Так, в соответствии со статьей 2 субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в сфере туризма, не противоречащие федеральному законодательству. Согласно статье 3 Федерального закона государство (от имени которого, как известно, выступают не только федеральные органы государственной власти, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации), признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Статьей 4 Федерального закона предусматривается, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется, в том числе путем разработки и реализации региональных программ развития туризма.

В связи с предлагаемым законопроектом следует также отметить, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены правом на создание условий для развития туристской деятельности. В статье 33 разъясняются права органов местного самоуправления в области туризма и туристской деятельности.

В связи с тем, что в настоящее время проведение аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а во многих субъектах Российской Федерации уже введена аттестация вышеуказанных профессий с разными требованиями, предлагается в статье 1 Федерального закона дополнить  понятия:  экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, и после слов "профессионально подготовленное" добавить слова ", прошедшее аттестацию".

В статье 5 Федерального закона предлагается наименование изложить в новой редакции: "Статья 5. Стандартизация, классификация,  аттестация в области туристской индустрии", а также дополнить ее частью третьей, в которой устанавливается, что "требования к экскурсоводам (гидам), гидам-переводчикам, а также к инструкторам-проводникам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма", что позволит с 1 ноября 2012 года создать единые требования к аттестации вышеуказанных профессий на всей территории Российской Федерации.

Предлагается также в Федеральном законе изменить название "федерального органа исполнительной власти в сфере туризма" на "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма", так как в настоящее время государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий два органа власти: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма (Минспорттуризм России) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма (Ростуризм).

Таким образом, для развития туризма создана законодательная основа на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Практически во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы управления в сфере туризма. Однако, принятие данного проекта федерального закона позволит упорядочить функции этих органов власти, более четко определить полномочия как органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования туристской деятельности, так и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 
Принятие законопроекта будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, продвижению и реализации туристского продукта, повышению экономического потенциала субъектов Российской Федерации и России в целом.

Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Поделиться