17.10.2011 23:30
    Поделиться

    Захватившим "Аврору" грозит штраф и 15 суток

    Зачем "Веселый Роджер" появился на "Авроре"?

    Одни видят в произошедшем демонстрацию социальной активности, другие - акт вандализма и неуважение к боевому кораблю.

    Хулиганская акция на "Авроре" имела место вечером в воскресенье. Несколько молодых людей как обычные посетители музея прошли на крейсер, а затем трое из них забрались на мачту и вывесили там пиратский флаг. Сидя на грота-рее высоко над палубой, на ветру и под моросящим дождем, двое юношей и девушка провели пять часов - пока их не сняли сотрудники полиции и МЧС.

    Задержанным "пиратам" предъявлено обвинение по статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ - "мелкое хулиганство". Наказание невелико - штраф до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Хулиганскую акцию горожане вначале приписали известной арт-группе "Война". Но организаторами оказались совсем другие люди - ответственность взяла на себя так называемая организация "Народная доля". Свою выходку на "Авроре" молодые люди объясняют инициативой "Еда против бомб", призванной привлечь внимание к проблеме голода. Авторы акции назвали ее "Памятный Октябрь, или Авророво Воскресение" и попытались приурочить к Международному дню борьбы за ликвидацию нищеты. Правда, промахнулись: он отмечался днем позже - 17 октября.

    В России много бедных, многие живут ниже прожиточного минимума, немало бездомных, а богатство богатых растет - в такой логике объясняют свое возмущение в виде перформанса в "Народной доле". Акция на "Авроре", по замыслу активистов, должна была стать ни много ни мало началом Российской октябрьской политической постмодернизации. А возвестить об этом предполагалось "условным выстрелом из головного орудия крейсера" почему-то по дому артиста Михаила Боярского. Что имели в виду молодые люди - осталось неизвестным, полностью воплотить планы в жизнь им помешали экипаж корабля и подоспевшие правоохранители.

    Между тем петербуржцы, обсуждающие произошедшее, усматривают в этом молодежном хулиганстве вполне серьезную подоплеку. В основном комментарии горожан сводятся к тому, что бороться с нищетой и отстаивать интересы людей труда можно и нужно, но не размахивая "Веселым Роджером", а более реальными методами. Хотя и в этом фарсе можно усмотреть определенный смысл.

    - Я поддерживаю политическую и социальную активность молодежи. К сожалению, в этой среде гораздо больше инертных, ни на что не способных людей, интересы которых не идут дальше покупки шмоток и просмотра программы "Дом". Захват "Авроры" - это не попытка глумиться над нашим прошлым, а скорее дань моде. Политическая или социальная акция, оформленная как необычный перфоманс, привлечет больше внимания, - комментирует директор петербургской IT-компании Тимофей Климкин. - С точки зрения закона это, безусловно, хулиганство, но угрозы жизни никому не создано, городская и частная собственность не пострадала, так что к этим молодым людям я отношусь с большим уважением, чем, скажем, к футбольным фанатам.

    Директор Центрального военно-морского музея, филиалом которого является "Аврора", Андрей Лялин называет случившееся вандализмом и демонстрацией неподобающего для петербуржцев поведения. Он также отмечает, что экипаж крейсера вел себя с молодыми людьми максимально корректно и мелькавшие в прессе слухи об избиении активистов категорически не соответствуют действительности.

    На Ленинградской военно-морской базе от официальных комментариев воздерживаются. В неофициальной же беседе сравнивают инцидент с "Веселым Роджером" с актами вандализма, которые время от времени происходят во всех музея мира. Предположить, что придет в голову сумасшедшим или радикально настроенным активистам, очень сложно. Хорошо уже то, что никто не пострадал. Хотя пиратский флаг на мачте - это настоящее унижение для боевого корабля, говорят моряки.

    Прямая речь

    Михаил Сапего, историк, руководитель издательства "Красный матрос":

    - За последние годы на палубе "Авроры" проходило много всяких неоднозначных акций, и воскресный поступок молодых людей - это во всяком случае лучше, чем вечеринки олигархов на легендарном крейсере. В конце концов ничего страшного не произошло, никто не понес урона, а "Аврора" вспомнила о своем революционном прошлом. Надо сказать, подобные наивные рефлексии весьма характерны для зарождения революционного движения (вспомните начало XX века). Так что никто не может исключить, что такие акции - предвестник чего-то серьезного.

    Комментарий

    Акция на "Авроре" вне зависимости от того, планировали это ее участники или нет, невольно оказалась вписанной в контекст массовых мировых протестных выступлений последнего времени, начиная с долгоиграющей октябрьской "оккупации Уолл-стрита" и кончая международным флешмобом протеста, запланированным в 950 городах в 82 странах мира, а в "вечном городе" в минувшую субботу переросшим в действия, которые итальянская пресса назвала "гражданской войной".

    Нам, судя по всему, до гражданской войны еще далеко, тем более что наши гражданские войны имеют другой сценарий. "Интернационал", распеваемый на Тайм-сквер, это не "Интернационал", почти век распеваемый в России, хоть слова и одинаковые. Поэтому абсурдистская эстетика поклонников пиратского флага, облекающая свой социальный протест в художественный жест, нас пока скорее успокаивает, это не сожженные автомобили в Риме и не палаточные городки на Уолл-стрит.

    Но при этом весь спектр октябрьского мирового протеста требует идентификации. Он как минимум должен быть назван. Что мы видим перед собой - провокацию, абсурдистский флешмоб, набирающий силу тайный мировой антиглобалистский интернационал?

    Наталья Нарочницкая, историк:

    - То, что мы наблюдаем, это бродящая энергия, которая выливается в такой иррациональный протест. И это понятно, потому что цели и ценности бытия в современном мире полностью размыты. И "гражданину мира", каковым часто мыслится современный человек, ничего не остается, кроме иррационального протеста. Демократия в ее развитых формах, конечно, еще не на закате. Но мне кажется, что в отличие от истории 200-летней давности, когда она боролась с грехами предыдущих общественных систем ( абсолютизмом и т.п.), сегодня она скорее накапливает свои собственные грехи. И ситуация на самом деле кризисная.

    Поделиться