17.10.2011 23:40
    Поделиться

    Программа утилизации сельскохозяйственного автохлама находится под угрозой закрытия

    В реализации Программы обновления парка сельхозтехники с использованием механизма утилизации возникли разногласия, которые могут привести к отказу от программы.

    В чем основные разногласия и каково сегодняшнее состояние отечественного сельхозмашиностроения, рассказал "РБГ" директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники (Росагромаш) Евгений Корчевой.

    - Почему возможен отказ от программы утилизации сельхозтехники?

    - Минсельхоз при поддержке минфина предлагает перечислить 3,5 млрд руб. в уставный капитал ОАО "Росагролизинг", который по действующему законодательству не сможет предоставить существенную скидку приобретателям новой техники. Суть наших предложений - направить 3,5 млрд руб. в ОАО "Росагролизинг" с формулировкой "на компенсацию выпадающих доходов". А также расширить перечень, включив в него кроме тракторов и комбайнов еще и прицепную сельхозтехнику, и предоставить крестьянам скидку на покупку новой сельхозтехники в размере 50%. К тому же вся техника, попадающая под действие программы, должна быть отечественного производства с долей локализации не менее 50%.

    Мы должны проводить такую политику, чтобы импорт в России не превышал 20%. Сейчас он составляет 50%, а в 2008 году был и того больше - 70%

    На самом деле отечественные производители готовы удовлетворить спрос сельхоз производителей и уже сегодня располагают необходимой техникой на сумму более 7 млрд руб.

    - С какими проблемами сегодня сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственных машин?

    - Учитывая, что рынок сельхозтехники сильно трясет ввиду нестабильного спроса, важно компенсировать потери и найти возможности для его развития. Очевидный выход, правда, только для нас, - это развитие экспорта.

    В проекте Стратегии развития сельхозмашиностроения России до 2020 года, разработанной Минпромторгом России в тесном сотрудничестве с Ассоциацией Росагромаш, определены две приоритетные линии - снижение зависимости от импорта зарубежной продукции и развитие экспорта.

    Мы должны проводить такую политику, чтобы импорт в России не превышал 20%. Сейчас он составляет 50%, а в 2008 году был и того больше - 70%. Мы обязаны обеспечивать себя сельхозтехникой сами и в то же время активно торговать на внешних рынках.

    Продажи на экспорт позволят минимизировать риски и получить определенную стабильность производства, что для машиностроения крайне важно. То есть, когда на внутреннем рынке происходит снижение продаж, как это, к примеру, произошло в 2009 и 2010 годах, можно переориентировать потоки за рубеж. Тем более рынки стран СНГ - Казахстана, Узбекистана, Украины - испытывают высокую потребность в российской сельхозтехнике.

    - И что вам мешает продавать свои машины при имеющемся спросе?

    - Сегодня наша техника отвечает современным требованиям по техническим условиям, качеству сборки, безопасности, по цене. И зарубежный потребитель готов купить российскую технику, но существующие финансовые институты пока не в состоянии составить конкуренцию зарубежным банкам, поскольку у них процентная ставка 2-3%, у нас - 15-20%, и срок кредита на 10-15 лет, у нас максимум до 8 лет. Естественно, что зарубежный покупатель сделает выбор не в пользу российской техники, потому что условия ее приобретения для него невыгодные.

    - В России сегодня невыгодно производить сельхозтехнику?

    - Можно сказать и так. Во-первых, мы проигрываем нашим конкурентам в стоимости денег. Чем дороже кредиты, тем меньше мы инвестируем в НИОКРы, модернизацию производства, персонал, социалку и т.п. Сегодня в России эффективная банковская ставка 20%.

    Во-вторых, уровень государственной поддержки у нас крайне низкий. В-третьих, у нас высокая стоимость энергоресурсов. К примеру, стоимость электроэнергии для промышленных предприятий в России выше, чем в США или Канаде. Растет стоимость бензина. Четвертая проблема - это налоги. Существующая система налогообложения не стимулирует инвестиции. Поэтому выгоднее производить технику за рубежом, а продавать здесь, у нас.

    В Стратегии развития сельхозмашиностроения до 2020 года мы как раз и попытались вскрыть все эти проблемы и выработать действенные меры, чтобы выгоднее было развивать промышленность и в частности сельхозмашиностроение у нас в стране, а не за рубежом.

    Вместе с тем хотел бы отметить, что за последние годы наметилась положительная тенденция во взаимоотношениях государства и сельхозмашиностроителей. Наши инициативы находят поддержку и понимание в правительстве. В прошлом году была создана рабочая группа по модернизации сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. На ней проблемы отрасли во взаимосвязи с сельским хозяйством систематически рассматриваются.

    - Как сельхозмашиностроителям удалось пережить последние два года?

    - Нас серьезно потрясло. Пришлось сокращать выпуск продукции, а где-то останавливать производство, сокращать персонал, замораживать инвестиционные проекты. В то же время ни одно предприятие, входящее в ассоциацию, не закрылось.

    В прошлом году кризисная ситуация была вызвана тем, что закупочные цены на зерно снизились до минимального уровня и стали значительно ниже себестоимости его производства. Это привело к тому, что крестьяне прекратили закупать технику. Причем любую. Не было денег на инвестиции в техническое перевооружение. А самое главное, зачем сеять и собирать урожай, если потом его придется продавать себе в убыток. В этой ситуации помогла природа. В частности засуха, когда цены на зерно выросли до 8 руб. за килограмм. Конечно, многие хозяйства в регионах пострадали от засухи и потеряли полностью урожай, но государство пришло на помощь и компенсировало им убытки. А те, кто получил урожай, смогли продать зерно по очень выгодной для себя цене. Появились деньги, а вместе с ними и потребность развивать сельское хозяйство, инвестировать в технику, современные технологии. Как раз после засухи мы почувствовали определенное оживление на рынке сельхозтехники. Стали расти продажи.

    Поделиться