18.10.2011 23:20
    Поделиться

    За аварии ракет и спутников предлагают сажать в тюрьму

    Генпрокуратура предлагает ввести уголовную ответственность за потерю ракет

    Генеральная прокуратура предлагает ввести уголовную ответственность для работников коммерческих организаций за происшествия в космической сфере, если они причинили крупный ущерб.

    Потери космических аппаратов и ракет-носителей стали происходить в России настолько часто и системно, что списать все на стечение обстоятельств и злой рок, уже как-то не получается. Государство теряет космическую технику стоимостью в миллиарды рублей, а виновных в этом как не было, так и нет.

    Мы уже давно не живем в СССР, когда вся страна работала на космос и оборонку и потеря одного - двух спутников на экономике страны никак бы не отразилось. Правда, во времена Союза, когда космическая промышленность полностью сформировалась, потери были сведены к минимуму, но если они происходили, то спрашивали за них гораздо жестче, чем сейчас.

    Максимум, что грозит сегодня отдельному КБ или предприятию за космическую ошибку - выговор руководству, ну и на крайний случай  - увольнение отдельных работников.

    - Генпрокуратура в своей информационной записке предложила руководству страны дополнить УК нормами, которые бы устанавливали уголовную ответственность для коммерческих лиц, по вине которых произошли происшествия в космической сфере, - сообщила корреспонденту "РГ" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

    Такая ответственность, по мнению надзорного ведомства, должна наступать, если космическая авария причинила крупный ущерб или существенно нарушила права и законные интересы граждан или организаций. То же самое относится и к нарушению охраняемых законом интересов общества или государства.

    Столь неожиданная процессуальная новация Генпрокуратуры последовала сразу после закончившейся проверки и выводов надзорного ведомства о причинах потери после запусков в августе космического аппарата "Экспресс-АМ4" и космического грузовика "Прогресс М-12М". Причем стоимость только одного корабля "Прогресс" оценивается в 650-700 миллионов рублей. Что касается новейшего "Экспресса" то лишь размер страхового возмещения по нему составляет семь с половиной миллиардов рублей.

    По данным Генпрокуратуры, эти ЧП произошли из-за небрежности работников госпредприятий космической отрасли, подведомственных Роскосмосу.

    - Установлено, что оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству, при проведении проверочных мероприятий, а также из-за отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений, - сообщила Гриднева.

    Напомним, что  18 августа не вышел на связь в расчетное время новейший спутник связи "Экспресс-АМ4", запущенный с космодрома Байконур ракетой "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М".

    Старт и полет "Протона" прошли штатно, в соответствии с запланированной программой. Однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриза-М", в результате чего "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту.

    Спустя всего несколько дней после этого происшествия - 24 августа с Байконура стартовала ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М", который должен был доставить на МКС в том числе продукты, воду и оборудование.

    На 325-й секунде полета, когда отрабатывала третья ступень, произошло нарушение работы двигателя, что привело к его аварийному отключению. Примерно в это же время с кораблем была потеряна связь - от него перестала поступать телеметрическая информация. Незадолго до потери связи было зарегистрировано падение давления в топливном баке ракеты.

    В результате корабль упал над Горным Алтаем, жертв и разрушений на земле не было.

    Весной после запуска был потерян аппарат военного назначения "Гео-ИК-2". В конце прошлого года Роскосмос лишился сразу трех спутников, которые должны были войти в состав группировки "ГЛОНАСС".

    Причем на этих авариях Россия теряет не только миллиарды рублей, но что гораздо серьезней  - престиж одной из ведущих космических держав, с которой можно иметь дело.    

    Эксперты говорят, что дело тут не только в человеческом факторе  и расхлябанности отдельных руководителей, но и в системных проблемах, с которыми столкнулась отечественная ракетно-промышленная отрасль. Многое из того, что летает и запускается сегодня, было создано еще во времена СССР. Двадцать лет на этом заделе и летали. Пока не начали падать.

    То, что ответственность за аварии спутников и ракетоносителей надо вводить, никто не сомневается. Главное, как считают, эксперты,  чтобы наказывали действительно по уму и за дело.

    Поделиться