В крушении Як-42 под Ярославлем виноват пилот

В подмосковном Жуковском завершились летные испытания, которые смоделировали полет самолета Як-42, разбившегося в Ярославле. Эту информацию вчера "РГ" сообщил участник экспериментов, летчик-испытатель Магомед Толбоев.

В Межгосударственном авиационном комитете "РГ" подтвердили, что эксперименты состоялись, но будут ли они продолжены или полученных данных достаточно, об этом сообщено не было. В комитете также подчеркнули, что никаких данных по летным испытаниям, кроме тех, которые опубликованы на сайте, они средствам массовой информации не давали.

По информации МАК сейчас идет расшифровка и обработка данных по итогам проделанных летных испытаний. И пока причину трагедии озвучивать не стали, сказав, что будет подготовлено заключение и окончательный отчет работы технической комиссии, которая расследует причины аварии самолета под Ярославлем.

В свою очередь, Магомед Толбоев отметил, что на испытаниях летчики проводили и реальный отрыв от земли, и отрыв с прекращением взлета, когда экипаж самолета тормозил, одновременно продолжая взлетать. При этом во втором случае из-за торможения отрыв носового колеса от взлетно-посадочной полосы не произошел. Напомним, что разбившийся Як-42, на борту которого летела хоккейная команда Ярославля, прокатившись по всей полосе, смог все-таки начать взлет, но лишь с грунта, когда закончилась взлетная полоса. Однако потом, задев мачту маяка, рухнул на землю.

Отвечая на вопрос "РГ", возможна ли такая версия, что у Як-42 в Ярославле просто заклинило тормоза, Толбоев сказал, что все работало в штатном режиме во время аварийного полета. Это показал анализ тормозных систем. Эксперт отметил, что при расшифровке речевых самописцах самолета был найден фрагмент разговора между первым и вторым пилотом, который подтверждает версию, что командир взлетал, а второй пилот тормозил. Это и называется несогласованностью действий экипажа, когда второй пилот не подчинился приказам командира. Причина - почему второй пилот начал тормозить, Толбоеву неизвестна. По его словам, на речевых самописцах в разговоре экипажа объяснений этому найдено не было.