19.10.2011 10:04
    Поделиться

    В Пермском крае появился вагон-музей Гражданской войны

    На станции Кын Лысьвенского района Пермского края открылся вагон-музей Гражданской войны.

    Свое начало проект вагона-музея берет с реконструкции боев времен революции, которая была проведена в рамках программы "Кын-реалити". События Гражданской войны 1918 года историки окрестили "войной бронепоездов". Главным ресурсом, за который боролись противоборствующие стороны, была ветка железной дороги - она открывала путь на Пермь. Станция Кын была на этом пути стратегически важным пунктом и восемь раз переходила из рук в руки. В августе 2010 года реконструкторы из Перми, Екатеринбурга, Москвы, Уфы, Тольятти, Самары восстановили это сражение на Орел-горе над железнодорожным полотном. Открытие вагона стало вторым этапом исторической реконструкции.

    - Цель создания музея - приближение к исторической правде, - считает пермский историк Дмитрий Лобанов.

    Создатели передвижного вагона-музея хотят с помощью исторических документов и экспонатов предостеречь как от категоричного порицания, так и от восторженного восхваления тех, кто в годы Гражданской войны воевал по обе стороны баррикад.

    Организаторам хотелось создать передвижную экспозицию, но, к сожалению, пока вагон не имеет техпаспорта, поэтому перемещать его на большие расстояния нельзя, и он останется на станции Кын. И это не единственная организационная проблема.

    - Трудно было найти вещи времен Гражданской войны, - рассказала в интервью лысьвенской газете "Искра" главный художник театра драмы имени Анатолия Савина, художественный оформитель музея Ольга Вологина. - Даже форма красных и белых не сохранилась, пришлось реконструировать ее по фотографиям. Вагон пригнали с Дальнего Востока. Надеемся, в будущем экспозиция пополнится артефактами и документами. Например, в лысьвенском и кыновском музеях в запасниках есть ряд экспонатов, которыми они могли бы поделиться.

    Часть экспонатов предоставила чешская сторона, а именно - Чехословацкое общество легионеров. Его представители приехали в Кын второй раз. Здесь 90 лет назад воевали их предки. Как ни парадоксально, но они воевали за свободу и независимость Чехословакии и свою миссию выполнили.

    - В годы Первой мировой войны они сражались добровольцами в рядах русской армии, а в 1918-м были вынуждены вступить в Гражданскую войну, - рассказал член общества Индрих Ситта. - Они стали союзниками демократических сил в России. С конца 18-го чехословаки постепенно выходили из боевых действий. К тому времени уже образовалась Чехословацкая республика, и главной целью легионеров стало возвращение на родину.

    - В Чехии и Словакии сейчас проживает более миллиона людей, чьи деды и прадеды служили в чехословацком корпусе, - продолжает его коллега Милан Мойжиш. - Сохранились архивы, по которым мы ищем места захоронений погибших. В Екатеринбурге, Иркутске, Челябинске и других местах нами поставлены памятники погибшим легионерам. Будет установлен памятник и в Кунгуре. По нашим данным, в боях за Кын 6 ноября 1918 года погибло шесть бойцов-чехословаков. Место их захоронения неизвестно. Мы надеемся на помощь местных жителей, краеведов...

    Как сообщает "Искра", на зиму вагон законсервируют, а с весны продолжится работа по его обустройству и наполнению экспозиции. Организаторы рассчитывают на помощь лысьвенцев. Документы, фотографии, письма, вещи времен Гражданской войны, воспоминания участников и очевидцев, форма и предметы солдатского обихода, газеты, плакаты - все это помогло бы воссоздать историческую атмосферу тех лет.

    Справка "РГ"

    Во время Гражданской войны территория, входящая сегодня в состав Кыновского сельского поселения, была местом ожесточенных боев. Только село Кын восемь раз переходило из рук в руки, карательные команды и красных, и белых захватывали и расстреливали заложников. Кын - место сражений интернациональных бригад чехов, венгров, сербов. Главным стратегическим ресурсом, за который боролись противники, была линия Западно-Уральской железной дороги. А ударной силой этой "рельсовой войны" стали бронепоезда. Самые известные из них - "Адмирал Колчак" и красный бронепоезд № 2. Поэтому бронепоезда - потенциальный туристический брэнд Кына.