Цель Международного финансового центра в Москве - это не стремление "притащить в Россию побольше иностранных участников рынка", а создание комфортных условий для бизнеса, заявил вчера глава Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин во время Московской финансовой недели "Мосинтерфин-2011".
Для создания в Москве Международного финансового центра, по мнению Панкина, есть "почти все" - концентрация больших финансовых потоков и "точки приятия решений" по этим потокам. Речь, по его словам, идет как о федеральном бюджете, так и о бюджетах крупнейших корпораций. "Московский бюджет - тоже немаленькие суммы", - заметил глава ФСФР.
Что касается последних изменений в законодательстве, которые существенно улучшили возможность работы на российском фондовом рынке, то, сказал Панкин, сделано немало: "Серьезных изменений мы ожидаем в связи с вступлением в силу закона о неправомерном использовании инсайдерской информации". До недавних пор выигрыш на рынке для российских участников означал недопустимую информированность о закрытых данных по предстоящим сделкам.
"За это за границей давно сажают в тюрьму", - добавил глава ФСФР. С изменения такого менталитета он видит один из важных шагов на пути к финцентру.
Значительную роль, пояснил он, в обеспечении комфорта сыграет и закон о консолидированной финансовой отчетности, о клиринговой деятельности, изменения, вносимые в Налоговый кодекс, перемены в правилах игры с производными финансовыми инструментами. А принятие закона о центральном депозитарии, которое ожидается в ближайшие дни, перевернет рынок, упростив доступ российских эмитентов на зарубежные рынки, а иностранных компаний - на российский. Как сообщил Панкин, в течение осенней сессии ожидается также принятие закона, который изменяет механизм эмиссии облигаций. "Появится такое понятие , как "собрание облигационеров", что укрепит права владельцев облигаций", - сказал Панкин. Кроме того ведомство намерена до конца 2011 года принять приказ, который усовершенствует систему приостановок торгов на биржевых площадках, чего уже долго добиваются участники рынка.
Всего в 2012 году, подсчитал он, ФСФР разработает и реализует около 150 новых нормативных актов, сближающих работу российского финансового рынка со стандартами, привычными для западных инвесторов.
Между тем практически все выступавшие вчера иностранные эксперты, от которых организаторы "недели" пытались услышать ответ на лобовой вопрос, имеет ли Москва шансы стать финансовым центром и что должно для этого стать критичным, дали один схожий совет. Его предельно лаконично сформулировал президент Франкфуртского финансового центра Лутц Рэттиг. "Ключевые факторы, которые помогут России, нужно искать в самой России", - сказал он, добавив, что реальное существование финансового центра означает такой развитый финансовый внутренний рынок, который обслуживает потребности всех групп инвесторов - от населения до правительства, и компаний. "Этот рынок должен еще подогревать общую уверенность инвесторов, что позволит ему двигаться дальше", - отметил он. Начало этих движений вперед он видит в бурном развитии небанковских институтов - внутренних страховых, пенсионных, инвестиционных фондов. Их предлагается рассматривать в качестве идеальных долгосрочных внутренних "заемщиков". "Это хорошо сказывается на макроэкономической стабильности", - сказал Рэттиг. По его словам, присутствовать на международных биржах важно, но не настолько, как внутри собственной страны. А сильная связь между финансовым сектором и реальной экономикой должна стать частью национальной культуры", - философски подытожил немец. Также среди ингредиентов финцентра в России - предсказуемая налоговая политика, развитие юриспруденции, справедливой судебной системы и международного арбитража, госрегулирования и контроля, финансового образования и подготовки кадров.
Еще одна рекомендация - сознательное стимулирование через проведение IPO приватизации на российских площадках. Эту идею главы ММВБ и РТС Рубена Аганбегяна поддержал Дмитрий Панкин. Аганбегян привел пример Польши, где приватизация проводилась строго на внутреннем рынке, что дало серьезный толчок развитию Варшавской биржи. Наверное, сегодня удобнее и выгоднее размещать акции в Лондоне или Гонконге. Но если следовать такой позиции, то до создания финцентра в Москве идти будем еще очень долго, дал понять глава ФСФР. "На чем собирается специализироваться финцентр, на каких финансовых инструментах", - спросили у него.
"У Москвы большой потенциал, в первую очередь, это сырьевые рынки. Есть возможность работать на постсоветском пространстве, интегрировать в российский рынок рынки бывших советских республик", - сказал Панкин. Тем временем российские и иностранные участники дискуссии настолько разогрелись, что перешли в плоскость практических рецептов. Где лучше всего разместить финансовый центр: в пределах Садового кольца столицы или в другом регионе России?" - был задан вопрос для голосования. Половина склонилась к тому, что лучше всего финцентр будет чувствовать себя за МКАД.