Конституционный суд рассматривает дело одинокой матери.
Виктория Кобылинская из Воркуты, уволенная с госслужбы по сокращению штата, несмотря на то, что в одиночку воспитывала сына, ждет итогов рассмотрения дела в Конституционном суде.
Эта история началась в 2009 году, когда в Республике Коми проводили реорганизации. Старший специалист отдела социальных гарантий отдела опеки в республиканском Агентстве по социальному развитию в Воркуте Виктория Кобылинская, проработавшая в системе соцзащиты уже 4 года и заканчивавшая получать образование по специальности, поначалу не беспокоилась: "К моей работе никогда нареканий не было, все характеристики отличные".
Тем более ее сыну Артему было 7 лет, она воспитывала его одна и была уверена, что защищена частью 4 статьи 261 Трудового кодекса, запрещающей расторжение договора с матерью-одиночкой, воспитывающей ребенка до 14 лет по инициативе нанимателя.
Однако работодателя это не остановило и, как выяснилось в ходе слушаний в Конституционном суде, прошедших во вторник, ей не предлагали трудоустройства, кроме общей для всех служащих информации о вакантных должностях в системе госслужбы республики.
В разговоре с "РГ" Виктория назвала, к примеру, вакансию "специалиста по гражданской обороне", где требовалось высшее культурологическое образование, или вакансию в селе от министерства архитектуры для "инженера-строителя".
И хотя по прямой ее специальности работу ей не предложили, она написала в Сыктывкар: "В письме я сообщила, что согласна на любую должность, поеду в любое село, лишь бы не потерять работу. Готова была даже уйти с госслужбы, потому что у нас есть 4 подведомственных центра соцобслуживания. Пришлось бы переезжать, да я бы согласилась, ведь когда есть работа и доход - в будущее смотришь, а так вот сидеть в Воркуте без работы - ничего хорошего".
Но в ответ получила письмо, где ей посоветовали обращаться за трудоустройством к собственному начальству.
Кобылинскую уволили в мае 2010 года, в июне в ее бывшем отделе двое ушли с работы, но ее обратно не позвали. Она получает пособие и будет получать его до декабря: 7840 рублей. За это время у нее случилась радость - вышла замуж и горе - сыну Артему поставили диагноз гемофилия, нужно оформлять инвалидность, искать средства, чтобы лечить ребенка.
Виктория так и не нашла работу: "Город маленький, все начальники друг друга знают, никуда не хотят брать из-за судов".
Когда Кобылинская судилась в республиканских судах, то проигрывала, хотя даже прокуратура изменила позицию и стала поддерживать ее. В ходе рассмотрения ее жалобы в КС о соответствии Конституции статьи 31, часть 1 статьи 33, статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" выяснилось, что судебная практика по проблеме увольнения госслужащих крайне противоречива, суды выносят решения то в пользу государства, то в пользу работников.
Представитель президента в КС Михаил Кротов защищал оспариваемую норму, заявив, что, если изменить ситуацию, вообще никого из госслужащих будет невозможно сократить. А когда судьи КС стали интересоваться у него, кто же виноват в увольнении Виктории, Кротов заявил, что "в данном случае гражданка Кобылинская отказалась занять другие предоставленные ей должности".
- У меня только и надежда на КС, - вздыхает Виктория. - Я думаю, госслужащий или нет, милиционер или бюджетник - все должны быть защищены в равной степени.
Решение по делу Конституционный суд вынесет в течение месяца.
Досье "РГ"
Желающим обратиться в Конституционный суд следует направлять свою жалобу прямо в Санкт-Петербург:
190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
Уточнить информацию можно в приемной КС в Питере: (812) 404-33-11 (круглосуточно), (812) 404-31-99 (в часы приема граждан).