19.10.2011 23:20
    Поделиться

    Российские модельеры покорили нью-йоркскую публику

    (перевод публикации во вкладке Russia Beyond The Headlines в The New York Times)

    Вдохновившись итогами недавней Недели моды в Нью-Йорке, наши корреспонденты решили взять интервью у молодых дизайнеров одежды родом из бывшего СССР, которые уже успели завоевать определенную популярность среди завсегдатаев модных магазинов Манхеттена. Так, например, внимание модной публики Нью-Йорка привлекла коллекция весна/лето 2011 года авторства российского модельера Лены Васильевой.По утверждению главного редактора модного журнала Paper Микки Бордмана, модельеры из бывших советских республик стремятся в Нью-Йорк, чтобы добиться коммерческих успехов на международной арене.

    Стефан Рабимов, специально для RBTH

    Новые веяния в модной индустрии сегодня редкость, но двадцать лет назад, после исчезновения железного занавеса, эксперименты и оригинальные идеи модельеров из России и других советских республик привлекали к себе внимание всего мира моды, причем это увлечение не обошло стороной даже взыскательную нью-йоркскую публику. Русский стиль стал воплощением сложного явления, получившего название "столкновение цивилизаций": новое поколение творчески настроенных художников причудливо сочетало в себе черты, свойственные западной и восточной культурам. Впрочем, и современным модельерам из этих стран двадцать лет жизни без железного занавеса пошли на пользу. Немалую роль в их творческих успехах сыграли также стабильный приток нефтедолларов и свойственная всем русским тяга к прекрасному.

    Нью-Йорк для модельеров из России и других стран СНГ является главным пунктом предназначения в творческой карьере. Так, российский дизайнер Александр Плохов, чей бренд Cloak уже завоевал статус культового, возвращается в Нью-Йорк после трех лет работы в Милане, где он занимался разработкой мужской одежды и аксессуаров для модного дома Versace. В сентябре новая марка Плохова, названная по имени своего создателя, будет представлена в американской сети магазинов модной одежды Barney’s. Кроме того, недавно его салон в районе Флэтайрон на Манхеттене почтила визитом сама Анна Винтур, бессменный главный редактор культового модного журнала Vogue. "Это мой дом, - говорит г-н Плохов. - Я люблю этот город и те возможности, которые он дает".

    Один из ведущих дизайнеров Казахстана Куралай Нуркадилова надеется выставить свою осенне-зимнюю коллекцию одежды на Неделе моды Mercedes-Benz, которая пройдет в Центре Линкольна в феврале 2012 г. Источником вдохновения для дизайнеров и художников из Средней Азии являются богатое культурное наследие этого региона и изобилие лучших в мире сортов хлопка, шерсти и кожевенного сырья. Их популярности способствует и возрастающий интерес к геополитической ситуации в этом регионе.

    Любой дизайнер, который хочет заявить о себе на весь мир, должен покорить Нью-Йорк - ведь именно здесь живут и работают самые влиятельные люди, определяющие основные тенденции в индустрии моды.

    "Модельеры, которые считают себя "художниками”, стремятся в Париж. Их коллеги, желающие освоить тонкости мастерства, отправляются в Милан. А Нью-Йорк привлекает тех, кто хочет добиться коммерческого успеха и заработать денег", - утверждает Микки Бордман.

    Именно поэтому здесь, в Нью-Йорке, представляют свои совместные коллекции дизайнеры из Южной Кореи, Аргентины и Африки, заинтересованные в том, чтобы обратить внимание мировой общественности на рынки моды своих стран. Их российским коллегам стоит последовать такому примеру. "Ставки и уровень ожиданий очень высоки. И возможный успех, и последствия провала измеряются беспристрастно - в звонкой монете", - говорит Рубин Сингер, американский дизайнер русского происхождения, в настоящее время работающий на Манхеттене.

    И, тем не менее, до сих пор лишь очень немногим модельерам из России и бывших советских республик удалось заявить о себе в рамках Недели моды в Нью-Йорке. Они пробуют свои силы на фестивалях моды в своих странах. Так, в период между московской и санкт-петербургской Неделями моды проходит еще шесть подобных мероприятий. Время от времени на этом небосклоне загорается какая-нибудь новая звездочка. Одним из наиболее ярких открытий последних лет стала Вардуи Назарян, которая черпала свое вдохновение в армянской архитектуре и культуре и добилась того, что ее показы стали самими волнующими событиями модных сезонов. Еще один прорыв - Вика Газинская, о которой мир узнал после того, когда одна из ее коллекций была выставлена в витрине культового парижского магазина Colette. Ее немного театральный стиль стал настолько узнаваем, что наиболее "продвинутые" модницы начали использовать выражение "very Vika” ("очень по-Викиному"). Дизайнер Леонид Алексеев, выпускник знаменитого лондонского Колледжа искусства и дизайна им. святого Мартина, предпочел вернуться на родину и начать работу над собственной маркой одежды в России. В отличие от многих молодых российских дизайнеров, которые начинают эксплуатировать уже набивший оскомину стиль русского народного костюма и фольклора, Алексеев выбрал собственный путь - источником вдохновения для его последней коллекции стала теория химического распада нефтепродуктов и кислот.

    Среди тех, кто стремится завоевать международное признание, следует упомянуть имена Лены Васильевой и Олега Бирюкова, которые смогли покорить сердца российской элиты и теперь пытаются выйти со своей продукцией на массовый рынок. Васильева начинала с того, что выполняла частные заказы для некоторых звезд российского театра и кино. Ее стиль воплощает в себе московские традиции и новую моду для уверенных в себе женщин: классические силуэты, смелые цвета и никаких новомодных ухищрений. Бирюков же относится к тем немногочисленным российским дизайнерам, которым удалось найти собственный почерк и манеру работы. Этот петербуржец отстаивает свое видение "интеллектуальной моды" и, занимая избранную им нишу чувственного минимализма, легко переживает бури, которые время от времени охватывают этот рынок.

    До финансового коллапса общий объем расходов на предметы роскоши в России составлял впечатляющую цифру - 8 млрд долларов США. После того как грянул кризис, этот рынок сократился почти вдвое, и ряд брендов модной одежды, среди которых Vivienne Westwood, Alexander McQueen и Stella McCartney, предпочли свернуть свою деятельность в России. Сегодня, когда продажи одежды класса "люкс" возобновили свои прежние темпы роста и скоро смогут вернуться на докризисный уровень, владельцы этих марок осторожно рассматривают возможность возвращения на российский рынок. Согласно данным московской компании Esper Group, оказывающей услуги консалтинга в области моды, в 2011 г. российский рынок предметов роскоши вырос на 16%, что значительно превысило среднемировые темпы роста, составившие 10%. Россия, ранее занимавшая четвертую строчку в списке крупнейших стран - потребителей предметов роскоши, явно делает все возможное, чтобы отвоевать утраченные позиции.

    Несмотря на то, что 80% всех продаж продукции класса "люкс" приходятся на Москву, многие региональные центры активно привлекают к себе внимание мировых брендов. Так, в Ростове-на-Дону, стремительно развивающемся городе на юге России, недавно открылись бутики Salvatore Ferragamo, Sonya Rykiel и Pierre Cardin, и сейчас ожидается открытие еще нескольких магазинов. "Эти тенденции не могут не впечатлять, хотя российским дизайнерам тут рассчитывать не на что. Наши покупатели традиционно отдают предпочтение зарубежной продукции, что влечет за собой формирование странной логики "бумеранга”: для того чтобы добиться признания в России, русскому модельеру нужно сначала завоевать популярность за рубежом", - говорит Алина Матлашенко, редактор регионального издания журнала M.M.G. Fashion & Beauty. Конкуренция среди желающих выставляться за рубежом огромна, но те, кому удается это сделать, пожинают богатые плоды. Если дебютной коллекции Куралай Нуркадиловой удастся привлечь внимание западной публики в ходе показа на Неделе моды "Мерседес-Бенц" в Нью-Йорке в феврале грядущего года, это позволит открыть моду Казахстана для мировой общественности.

    Два дизайнера, чьи имена стоит запомнить

    Александр Плохов

    Линия мужской одежды Александра Плохова Cloak, выполненная в готическом стиле, завоевала немало преданных поклонников, которые пришли в отчаяние, когда в 2007 г. дизайнер решил закрыть ее. В этом году Александр Плохов возвращается в Нью-Йорк со своей новой коллекцией весна/осень 2012 года, которая будет представлена в магазинах Barneys. Для этой коллекции характерны силуэты, состоящие из разных деталей, изящные пиджаки и ассиметричный крой.

    Куралай Нуркадилова

    В начале этой осени армия Казахстана получит новую форму, дизайн которой был разработан модельером Куралай Нуркадиловой. В новой форме будут присутствовать элементы казахского традиционного народного костюма и вышивки. Коллекции модной одежды авторства Куралай Нуркадиловой отражают стремление Казахстана оставаться страной, сочетающей в себе западную и восточную культуру.

    Несмотря на то, что 80% всех продаж продукции класса "люкс" приходится на Москву, многие региональные центры активно привлекают к себе внимание мировых брендов.

    Лишь очень немногим модельерам из России и бывших советских республик удалось заявить о себе в рамках Недели моды в Нью-Йорке в этом году.

    Успех начинается на родине

    В течение нескольких столетий Россия активно производила и покупала предметы моды и роскоши. Чувство стиля россиян формировалось под влиянием самых разных народов и культур - от викингов до торговцев, следовавших по Великому шелковому пути. Впрочем, исторически так сложилось, что любые модные эксперименты в России происходили в результате давления сверху: так, Петр Первый насильно заставлял народ носить европейское платье, а советская идеология, напротив, демонизировала любые проявления западной культуры. После падения советского режима обнаружились новые проблемы: во времена СССР одежда, которая продавалась в Сибири, могла быть придумана в Армении и пошита в Эстонии с использованием узбекского хлопка. Однако в новых условиях такого рода сотрудничество стало невозможным из-за таможенных сборов и слишком сложного механизма взаимодействия. Иностранные байеры с сомнением относились к перспективам сотрудничества с модельерами из бывшего СССР, где производственные мощности не соответствовали современным требованиям рынка, а организация и технологии работы были далеки от оптимальных. Тем не менее, сегодня российская индустрия моды активно развивается, причем одним из факторов ее роста стал внутренний спрос на товары высокого качества.

    Также доступна

    английская версия статьи
    Поделиться