20 октября в 12.02 по местному времени при приземлении на авиабазе Украинка в Амурской области потерпел аварию и сгорел военный самолет Су-24. Двое летчиков не успели катапультироваться и погибли - спасти их оказалось невозможно.
Как стало известно корреспонденту "РГ", бомбардировщик попытался приземлиться в Приамурье, на аэродроме Украинка для дозаправки. Он и еще один Су-24, принадлежащие Западному военному округу, летели из Воронежа на плановый ремонт в Воздвиженку Приморского края. Но посадка одного из самолетов оказалась жесткой: у Су-24 сложились стойки шасси, после чего самолет вынесло за пределы взлетно-посадочной полосы, он загорелся. На тушение бомбардировщика немедленно выехали пожарные и спасательный отряд. Пламя удалось сбить, но самолет сильно обгорел, люди погибли.
По свидетельству очевидцев, находившихся на месте происшествия - персонала и летчиков, проходящих службу на авиабазе Украинка, - Су-24, едва коснувшись земли, перевернулся, его охватило пламя. Официальная версия звучит несколько иначе, ее озвучила пресс-служба Дальневосточного военного округа: при касании с землей самолет задел хвостом посадочную полосу, а затем перевернулся и вспыхнул. Это означает, что вина лежит на пилотах, пресловутый человеческий фактор вновь сыграл свою трагическую роль.
Кроме того, есть информация, что при вылете из Воронежа самолет был технически исправлен. Есть и еще одно пока не подтвержденное свидетельство: самолет загорелся не на земле, а в воздухе.
Сейчас причины катастрофы устанавливаются. По словам представителя прокуратуры Восточного военного округа Андрея Метченко, прокуратура Белогорского гарнизона начала проверку исполнения закона о безопасности полетов. Военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Белогорскому гарнизону по факту крушения самолета Су-24 возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ - нарушение правил полетов или подготовки к ним. Из воинской части изымается документация, имеющая отношение к организации полетов. Но пока говорить о каких-либо результатах следствия преждевременно. Надзор за следствием ведет военная прокуратура.
В администрации Серышевского района, а именно на его территории, базируется авиабаза дальней авиации Украинка (кстати, на этот аэродром садился самолет президента РФ во время поездки в Приамурье), крушение Су-24 комментируют скупо. Не потому, что не хотят говорить, а потому, что все произошло только что, чуть ли не на глазах, и переживания из-за погибших летчиков очень свежи. С авиабазой у района давно и прочно установились дружественные отношения. Собственно говоря, военные и их семьи составляют большую часть жителей Серышево. Жизнь района и жизнь авиабазы крепко связаны не только гордостью за воздушных асов, которые способны на то, что не умеют делать их коллеги из других стран (рекорд по дальности полета), но и взаимной помощью, совместными праздниками и совместными проблемами. То, что сгорел самолет, погиб экипаж, здесь переживают особенно тяжело.
Для авиабазы Украинка это первый случай гибели самолета на ее аэродроме. Говорить о ЧП серышевские летчики пока не могут: надо все осознать, проанализировать и только потом пропустить через сердце...
Сейчас в Приамурье проходят Дальневосточные командно-штабные учения, в процессе которых самолеты дальней авиации отрабатывают поставленные перед ними задачи. Они начались 19 октября 2011 года и должны завершиться к 21 октября. В учениях принимают участие около 15 стратегических бомбардировщиков Ту-22МЗ и Ту-95МС. Все это очень серьезно, и переживания летчики оставили на потом, сейчас же - только мужская работа, которую кроме них, асов дальней авиации, сделать никто не сможет.
Досье "РГ"
Фронтовой бомбардировщик Су-24 считался в конце ХХ века одной из лучших боевых машин в своем классе. Принят на вооружение 4 февраля 1975 года. За минувшие 36 лет прошел несколько глубоких модернизаций. Серийное производство прекращено в 1993 году. В ВВС России насчитывается около 300 Су-24 различных модификаций. В иностранных армиях этот самолет стоит на вооружении ВВС Азербайджана, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Анголы, Ирана, Сирии.
Бомбардировщик имеет два мощных двигателя АЛ-21Ф-31, позволяющих нести 8 тонн боевой нагрузки - бомбы и ракеты. Экипаж состоит из двух человек - командира и штурмана. Отличительная особенность - крыло изменяемой геометрии.
Су-24 сложен в управлении и отличается высоким уровнем аварийности. С начала 2000 года по настоящее время произошло четырнадцать аварий и катастроф с Су-24, в которых погибло шесть членов экипажей разбившихся самолетов. То есть машину не успели покинуть экипажи лишь трех бомбардировщиков. Как правило, пилотам удается катапультироваться и спастись даже в том случае, если аварийная ситуация возникает на земле - при взлете или посадке.
Сейчас ВВС России приняли на вооружение в качестве фронтового бомбардировщика машину нового поколения - Су-34, которая должна со временем полностью заменить все Су-24, находящиеся в войсках.
Подготовил Сергей Птичкин