20.10.2011 12:53
    Поделиться

    Эксперт: Мошенникам сейчас проще наживаться на автокредитах

    Как выяснилось, попасться на удочку кредитных мошенников может практически каждый.

    Современный человек уже не представляет себе жизни без кредитов. Но там, где существуют "легкие", с точки зрения обывателя, деньги, всегда будут и попытки получить эти деньги нечестным путем. О том, какие способы изобретают преступники, чтобы обмануть банки, "РГ" рассказывает заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю, начальник следственной части подполковник юстиции Руслан Северин.

    Российская газета: Еще лет десять назад мало кто слышал об уголовных делах, связанных с банковскими кредитами. Давно ли появилась эта статья в уголовном кодексе?

    Руслан Северин: Впервые в российском уголовном законодательстве статьи о незаконном получении кредита (статья 176) и злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (статья 177) появились в декабре 2003 года. Именно тогда в действующий Уголовный кодекс РФ Федеральным законом N 162 были внесены соответствующие изменения. В последующем изменения вносились и в сами статьи: это касалось конкретизации сумм налагаемого штрафа.

    РГ: Получается, что наиболее обычны два вида преступлений: либо незаконное получение кредита, либо уклонение от его уплаты?

    Северин: Так и есть. Кроме того, в ряде случаев уголовные преступления в кредитной сфере квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ) - наши следователи ежегодно расследуют уголовные дела этой категории. Причем абсолютное большинство их - это дела многоэпизодные, иногда счет эпизодов идет на десятки и сотни. Такова специфика этих преступлений.

    РГ: Когда потерпевшими по уголовным делам являются банки, это далеко не у всех вызывает сочувствие. А для вас имеет значение, кто потерпевший?

    Северин: А у меня не вызывает понимания расхожее мнение, что если потерпевшим значится банк, то, дескать, "от него не убудет". Такое отношение лишает нас возможности стать по-настоящему правовым государством. Я полагаю, что в соблюдении закона не должно быть исключений.

    РГ: Меняется ли со временем механизм махинаций с кредитами?

    Северин: Да, когда-то первые уголовные дела этой категории были связаны с незаконными действиями руководителей предприятий и коммерческих фирм. Они предоставляли заемщику недостоверную информацию о своем финансовом положении, получали кредиты, которые намеревались вернуть, развивая бизнес. Если это не получалось, банки, исчерпав собственные возможности по истребованию кредита, обращались в органы внутренних дел. Начиналось расследование. Когда становилось известно, что фирма или предприятие предоставляли недостоверные сведения и в итоге не собирались возвращать кредиты, возбуждалось уголовное дело по статье 159 УК РФ - "Мошенничество". Так, например, мы направили в суд уголовное дело в отношении директора компании "Сибирский дом", который в 2006 году получил незаконный кредит в пять миллионов рублей в одном из красноярских банков. Утверждая свою платежеспособность, он предоставил банку залог: автоматическую линию по переработке древесины. Но при этом скрыл, что линия уже находится в залоге у другого банка. Суд приговорил мошенника к шести годам лишения свободы.

    РГ: Правда ли, что сейчас граждане стараются обмануть банки, что называется, в массовом порядке?

    Северин: Когда кредитование стало доступно обычным гражданам, то в производстве наших следователей начали появляться большие по объему, многоэпизодные уголовные дела, потерпевшей стороной по которым был не один, а сразу несколько банков. Предприимчивые граждане находили социально неблагополучных лиц, подготавливали липовые справки о том, что они трудоустроены, хорошо зарабатывают, обеспечивали подтверждение недостоверной информации при проверке службами безопасности банков. Полученные кредиты мошенники забирали, отдавая подставному лицу небольшое вознаграждение. Иногда в такие аферы втягивали и знакомых, и родственников, обещая погасить кредиты. Нередко для того, чтобы усыпить бдительность сотрудников банка, они даже осуществляли выплату по кредитам одного-двух взносов.

    РГ: Наверное, такие преступления раскрываются нелегко?

    Северин: Как правило, сначала преступников выявляют сотрудники службы безопасности банков, а затем, после поступления заявления в органы внутренних дел, начинается работа по установлению причастности подозреваемых лиц к другим аналогичным преступлениям. Практически всегда оказывалось, что таких эпизодов не один десяток. Так, например, весной 2009 года следственный отдел при ОВД по городу Бородино возбудил уголовное дело по факту совершения мошеннических действий в отношении одного из банков. Там был причинен ущерб в крупном размере. Впоследствии с этим делом были объединены еще 38 уголовных дел, в отношении одних и тех же лиц. Выяснилось, что с июня 2007 года по март 2008 года четыре человека организовали преступную группу. За небольшое вознаграждение они обманом привлекали людей к оформлению кредитов, обещая, что платежи будут гасить сами. Конечно, мошенники людей обманули, а деньгами распорядились по своему усмотрению. Кроме того, одна из обвиняемых, индивидуальный предприниматель, предоставила в филиал банка ложные сведения о своем финансовом состоянии и дважды незаконно получила кредиты на общую сумму 15 000 000 рублей. Чтобы компенсировать банку ущерб, следствие наложило арест на имущество мошенников: коттедж, АЗС и квартиру. Сейчас дело направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, его объем - более 2 000 страниц, а всего дела - 35 томов.

    РГ: Но в таких случаях какие-то превентивные меры должны принимать и службы безопасности самих банков?

    Северин: Полагаю, что такие меры есть, потому что в последние два года количество дел с множеством эпизодов и привлечением мошенниками посторонних лиц сократилось. Однако на смену этим преступлениям тут же пришли другие. Например, в сфере автокредитования. Тут не обошлось без сотрудников автосалонов, которые готовили поддельные справки о том, что гражданин якобы намерен приобрести у них автомобиль определенной стоимости. Банки же, рассматривая заявления по автокредитам, заемщиков не особо-то и проверяли. И это понятно: ведь речь шла не о каких-то мелких личных нуждах, а о приобретении дорогостоящих машин.

    Результатом уловок мошенников стало возбуждение и расследование ряда уголовных дел о хищениях крупных денежных средств, перечисленных банками в рамках автокредитования. Так, например, в нашем производстве находилось уголовное дело в отношении владельца автосалона, который с марта 2007 года по август 2009 года совершил 11 преступлений, причем одно из них с сообщницей, которая, в свою очередь, по выработанной схеме с привлечением двух своих знакомых еще трижды похищала деньги путем мошенничества. Таким образом, по данному уголовному делу расследовано 14 эпизодов преступной деятельности. Общая сумма материального ущерба составила более 16 миллионов рублей. Думаю, теперь службам безопасности банков придется проявлять больше внимания и к той категории граждан, которая в качестве цели получения кредита указывает "приобретение автомобиля".

    РГ: Какие наказания, как правило, назначают суды по таким уголовным делам?

    Северин: В свете либерализации наказаний за экономические преступления суды при постановлении приговоров руководствуются статьей 73 УК РФ (условное осуждение). На моей памяти еще ни один осужденный за незаконное получение кредита или уклонение от погашения кредиторской задолженности реального лишения свободы не получил. А вот за мошенничество, особенно если обвинение предъявлено по большому количеству эпизодов и преступления совершены группой лиц по предварительному сговору, наказание практически всегда более строгое.

    Поделиться