20.10.2011 07:49
    Поделиться

    Эксперт: Челябинские муниципалитеты останутся без областных дотаций

    Помощь муниципалитетам в следующем году резко уменьшится

    Изменения федерального законодательства не позволят региональным властям дотировать муниципальные образования в привычных объемах. Местным властям настойчиво рекомендуют задуматься над источниками средств на повышение зарплаты и подготовку к зиме - или о своем будущем.

    Впервые о неприятных перспективах заявил министр финансов области Андрей Пшеницын, рассказывая об особенностях формирования регионального бюджета на 2012-2014 годы. При планировании за основу был взят умеренный прогноз социально-экономического развития региона. Он предполагает прирост ВРП в среднем на три процента ежегодно, а фонда оплаты труда - приблизи­тельно на 10 процентов.

    При этом на будущих доходах региона отразятся общероссийские налоговые и бюджетные новации. В частности, выпадающие доходы увеличатся за счет изменения распределе­ния акцизных сборов по алкоголю, а также налогов на прибыль и доходы физических лиц. Взамен полномочий по содержанию органов внутренних дел регионам передают содержание учреждений среднего проф­образования, финансирование мероприятий в области содействия занятости населения и ряд других функций. Субъектам РФ придется взять на себя часть обязательств муниципалитетов.

    Соответственно пересмотрены будут и межбюджетные отношения на уровне региона: в областную казну планируется перенаправить поступления от "упрощенки" и налога на добычу полезных ископаемых, ранее достававшиеся бюджетам городских округов. Кроме того, с 33 до 30 процентов снизится гарантированный норма­тив отчислений в местные бюджеты НДФЛ. Однако и это не покроет принимаемые на областной уровень расходы, так что финансовая помощь му­ниципалитетам уменьшится.

    - Хочу обратить внимание глав муниципалитетов на то, что в связи с ограничениями в Бюджетном кодексе РФ максимального объема дотаций на сбалансированность местных бюджетов с 2012 года средства из областной казны, которые направлялись территориями на повышение заработной платы, подготовку к зиме, а также на покрытие текущих расходов, предоставляться не будут, - подчеркнул Андрей Пшеницын. - А значит, муниципалитетам необходимо заранее определить источники финансирования данных обязательств.

    По предварительным данным, в результате всех изменений выпадающие доходы регионального бюджета составят почти три миллиарда рублей. Если не больше. Так, крупнейший плательщик - Магнитогорский металлургический комбинат - сократил прогноз отчислений в областной бюджет по налогу на прибыль на 15 процентов уже в этом году. И это не исключение: неприятная для казны тенденция к снижению налога на прибыль крупных предприятий все больше тревожит и власти соседней Свердловской области.

    Между тем за последнее десятилетие финансовые "инъекции" из регионального бюджета стали привычными и необходимыми для многих муниципальных образований. Жесткие заявления, звучавшие в этой связи из уст руководителей области, зачастую не выдерживали столкновения с реальностью. Так, в этом году на ремонте и реконструкции муниципальных дорог было освоено практически два миллиарда областных рублей. На подготовку к зиме, несмотря на прошлогодние обещания, пришлось выделить полмиллиарда - в противном случае отопительный сезон в некоторых населенных пунктах мог бы и не начаться. Впрочем, и дотации не сделали его начало беспроблемным.

    Но одними лишь указаниями территориям проблему наполняемости местных бюджетов решить явно не удастся. Настойчивые требования к главам активизировать работу по сбору налогов и выведению на чистую воду любителей "серых" схем прозвучали еще весной, когда было в обязательном порядке велено активизировать работу муниципальных налоговых комиссий. Аналогичный орган создан и на областном уровне. За  два месяца проверено 2633 предприятия-должника, получено 344 миллиона рублей недоплаченных налогов. Проверки продолжаются, однако недоимка по-прежнему растет. Если для консолидированного бюджета области она увеличилась на 2,2 процента, то на местах все значительно хуже.

    - В ряде муниципалитетов рост задолженности превысил все разумные пределы: с 1 января 2011 года она увеличилась в 1,5-2 раза. Это говорит о том, что местные администрации просто перестали работать со своими налогоплательщиками, - заявил  первый заместитель губернатора Сергей Комяков.

    Даже с учетом того, что значительная часть недоплат приходится на обанкротившиеся или ликвидированные предприятия, реальная задолженность в областной и местный бюджеты за те­кущий год выросла почти на 44 процента. В Нагайбакском, Чесменском, Варненском районах и ЗАТО Снежинск ситуация названа критической, общее количество проблемных территорий значительно больше. Да и передовым в этом отношении муниципалитетам снизить задолженность удалось процентов на 15.

    Официально главам городов и районов обещано, что объем дотаций из области будет в следующем году обратно пропорционален размеру недоимок. Неофициально в регионе говорят о том, что "неэффективным" руководителям поспособствуют в смене работы. Всего за последние полтора года расстались со своими кабинетами семь глав значимых в масштабах области муниципалитетов - такая череда отставок беспрецедентна для Южного Урала, - и еще как минимум четверых называют вероятными кандидатами на вылет. Главный критерий эффективности их работы - способность освоить субсидии, полученные в этом году, и подготовить территории к зиме.

    Как у соседей

    Правительство Свердловской области приняло решение продолжить практику поощрения муниципалитетов, на территории которых растут поступления налогов. Объем межбюджетных трансфертов, предназначенных на эти цели, в 2012 году составит 200 миллионов рублей. Примечательно, что эти трансферты не имеют целевого назначения, то есть муниципалитеты могут тратить их по своему усмотрению. В первом квартале 2011-го такое поощрение получил 61 муниципалитет Среднего Урала, самая крупная сумма составила 49 миллионов рублей.

    Поделиться