Собкор "РГ" оказался в самом центре уличных баталий в Афинах

Слезоточивый газ можно "заслышать" издалека.

Совершенно неожиданно в носу и горле начинает першить, а глаза немилосердно чешутся и слезятся. Кажется, центр Афин насквозь пропитан этим перцовым запахом и еще дымом от множества сожженных мусорных баков.

Многие прохожие разворачивались, не добравшись всего пару кварталов до площади Синтагма, - к ставшему эпицентром волнений парламенту. А оттуда шли и шли - вытирая слезы и от души чихая - манифестанты с флагами и плакатами. Они даже сохраняли некое подобие сомкнутых порядков, тем более что многие заранее позаботились о респираторах и марлевых повязках. Часть людей рассасывалась по соседним переулкам, часть ныряла в метро. Но основная же масса уходила дальше, постепенно растворяясь в столичных улицах и площадях. Поток не иссякал - на митинги собрались десятки тысяч человек.

Около Афинского университета я разговорился с молодым парнем по имени Никос. Типичный студент - легкая небритость, очки, клетчатая рубашка. Он сразу взялся за агитацию. "Нынешние демонстрации в греческой столице - это победа народа, доказавшего: он против предложенного правительством комплекса мер по сокращению расходов", поток хорошо знакомых фраз было не остановить. Наверное, мой собеседник долго бы рассказывал мне об этом достижении. Однако тут по толпе прокатилось какое-то странное волнение.

Со стороны Синтагмы раздался нестройный бой барабанов. Через несколько минут его источник стал ясен - на противоположной стороне улицы появились молодые люди, подростки, в черных капюшонах, джинсах и повязках. Они методично кидали камни в закрытые железными жалюзи витрины, целились в камеры наблюдения, постоянно промахиваясь, пытались разбить стекла на рекламных плакатах. Анархисты останавливались возле закрытых палаток и переполненных баков для отходов - мусорщики в Афинах давно бастуют - и поджигали их. Я было вскинул руку, чтобы заснять это зрелище на мобильный, но тут кто-то из собеседников-демонстрантов удивительно быстро остановил меня. "Не надо", - это было понятно даже без знания греческого. Уличные хулиганы "черного блока" не любят светиться на фото. По этим снимкам их может потом опознать полиция, с которой они ведут настоящую войну. Говорят, не так давно серьезно досталось иностранным фотографам и телеоператорам.

На этот раз греческим радикалам нужно было, что называется, "дать мастер-класс". На днях их итальянские коллеги, устроившие масштабные беспорядки в Риме, сообщили - "практику" они проходили именно в Греции. Так что "учителям" нужно было наглядно продемонстрировать - итальянским ученикам до них еще далеко.

Появление "черного блока" полностью изменило обстановку. Мирные манифестанты и смешавшиеся с ними координаторы действий парней в черных капюшонах устремились бегом прочь из центра - по главной улице и по переулкам, что-то выкрикивая и подавая друг другу знаки руками. Один из тех, кто перекликался с хулиганами, властно толкнул меня в спину - всем надо, мол, уходить отсюда.

При этом, кстати, сами "бойцы" убегать не собирались, продолжая методично громить все, что попадалось под руку. Они тоже были в респираторах - и вот тут я и почувствовал настоящую волну слезоточивого газа. Дыханье моментально сперло, а глаза буквально залило слезами. Оставаться на месте не было никакой возможности, поэтому пришлось свернуть на ближайшую улицу.

Немного перевел дух и по переулочку попытался вернуться на "поле боя". И тут заметил удивительную картинку - компанию "гаврошей", совсем детишек, лет максимум по 14, которые тоже бежали к анархистам. И бежали не просто так. Их заводила, толстенькая девчонка - тоже в капюшоне, но с открытым лицом, остановилась перед ярко освещенной витриной обувного магазина. Его хозяева поскупились на жалюзи, поэтому для вооруженных "оружием пролетариата" уличных хулиганов это стеклянное великолепие было идеальной целью. Школьница остановилась и попыталась было знаками подманить анархистов. Те совсем рядом, на соседней улице прятались за самодельными баррикадами и кидали камни в "космонавтов"-полицейских в полной боевой выкладке.

Хулиганам было не до усилий девчонки, которая попробовала привлечь их внимание свистом. Однако по неопытности издала лишь смешное шипение. Витрину магазина спас пожилой мужчина с седыми аккуратными усиками, держащий в руках пакет из супермаркета. Одетый в синий пиджак и светлые брюки, он, словно воплощение спокойствия, стоял на перекрестке и равно неодобрительно созерцал и анархистов, и спецназ. Седовласый джентльмен, явно живущий неподалеку, что-то строго сказал юной валькирии, после чего та махнула рукой, неразборчиво пропищала какие-то слова своим соратникам и вместе с ними растворилась в переулке. Потом мужчина обратился ко мне с длинной тирадой по-гречески. "Я не понимаю", - ответил по-английски. Мой собеседник минуту поразмыслил, не спеша показал на стекло и подытожил инцидент коротко и ясно: "Бум!" А по соседней улице уже шли "космонавты" в камуфляжной форме. Они методично выдавливали анархистов из центра, прикрываясь от града камней щитами.

Мимо нас с джентльменом пробежали парень и девушка с воспаленными от слезоточивого газа глазами. Они уточнили что-то, вероятно, куда ведет этот переулок, и быстро скрылись. Впрочем, полицейские даже не думали их преследовать. Буквально через несколько минут улица была почти пуста, только оставшиеся демонстранты уходили из центра да догорали подожженные хулиганами мусорки. На тротуаре валялись камни, которыми хулиганы закидывали полицейских, под ногами хрустели разбитые в мелкую крошку стекла. Постепенно из переулков потянулись люди - часть из них снова устремилась в центр. Я заметил и моих знакомых "гаврошей". Они встретили компанию сверстников, чирикнули с ними парой слов и куда-то уверенно побежали. Полицейские заняли несколько перекрестков и, отдыхая после боя, о чем-то болтали по "мобильникам". И только через несколько кварталов я услышал знакомый звук: бьющееся стекло. Два мальчонки, совсем уже младшеклассники, доламывали плакат, пострадавший от попадания камнем. Они усердно кидали камнями в стекло, расшатывали его, а потом взяли и оторвали кусок картона. Впрочем, до них дела никому уже не было.

Кстати

Тактика "черного блока" применяется анархистами и другими радикалами. Она впервые была разработана и применена еще в 1980-е годы экстремистами в Германии. Заключается эта тактика в том, что участники акций надевают черную одежду - капюшоны, джинсы, повязки на лицо. Это помогает им психологически - создает ощущение единой громящей силы. Кроме того, полиции потом очень сложно опознать участников беспорядков. Сейчас "черный блок" превратился в целую сеть различных размытых структур, объединяющих и анархистов, и ных экстремистов, и даже радикально настроенных футбольных фанатов. Они приняли активное участие в прокатившихся по всему миру беспорядках.