20.10.2011 23:40
    Поделиться

    Нобелевский лауреат прочитал проповедь о пользе альтруизма в бизнесе

    Всемирно известный профессор, лауреат Нобелевской премии мира, из Бангладеш Мухаммад Юнус провел вчера мастер-класс о пользе социального бизнеса. Он был специально приглашен на форум, посвященный этой проблеме.

    Внимание к развитию такого рода бизнеса сейчас диктуется процессами, которые происходят в странах, где жестко ощущается расслоение населения по уровню доходов, растет безработица, число бедных, и, соответственно, ширятся народные волнения, заявил директор департамента инновационного развития и корпоративного управления минэкономразвития Иван Осколков.

    Сейчас этими негативными процессами охвачены Италия, Франция, нарастает недовольство в США, отметил Осколков. Впрочем, углубляться в проблему бедности российских граждан он не стал. Их недавно с тревогой приводил аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд. По его данным, разрыв между уровнем дохода на душу населения между богатыми и бедными в России за несколько лет увеличился с 11 до 17 процентов ВВП, и это, по мнению аудитора, угрожает национальной безопасности страны.

    Собственно, этими же настроениями были пропитаны выступления участников вчерашнего форума. Что означает сегодня понятие "социальный бизнес" в России? Кто им занимается и какую поддержку можно получить от государства? Ответы на эти и другие вопросы дал Мухаммад Юнус. Среди экономистов и предпринимателей он известен тем, что создал и уже несколько десятков лет развивает принципиально иной тип бизнеса, основанный на альтруизме, когда предприниматели или компании не получают прибыли, но и не несут убытки. "Цель такого бизнеса в преодолении безработицы, решении проблем доступа бедных к достижениям медицины, новых технологий, образования, охраны окружающей среды. "Такой бизнес я называю социальным бизнесом", - подчеркнул вчера на форуме профессор.

    Вся соль такого бизнеса, который направлен на удовлетворение социальных нужд в том, что инвесторы могут вернуть свои первоначальные инвестиции. При этом всю последующую прибыль они должны будут реинвестировать в новых социальных проектах. А не направлять на максимализацию прибыли по традиционным канонам обогащения. Мудрость и постулаты классической экономики здесь, по словам Юнуса, не актуальны, а академические знания не дают ключа к решению проблем. В основе - альтруистическое стремление решать проблемы уязвимых слоев населения, с тем , чтобы они не страдали от несправедливых экономических условий. "Это обоюдный процесс, который одинаково интересен тем, кто вовлекается в экономическую активность, и тем, кто уже создает товарную стоимость дополнительно к той ценности, которую уже и так имеет", - заметил профессор. Вчера он детально рассказал, каким образом отобрал у ростовщиков в Бангладеш, которые обирали бедных людей ссудами на кабальных условиях, их источник дохода и в свою очередь из собственного кармана, как обычный инвестор, предоставил беднякам микрокредиты без процентов. Затем на этой основе был создан сельский банк. А затем в других странах началось движение по микрофинансированию самых бедных с простейшими процедурами выдачи и получения кредитов.

    "Все эти процедуры исключают традиционные банковские, у нас все наоборот, - сказал Юнус. - Наш принцип - доступ к финансированию получают бедные. Погашение кредитов идет еженедельно и маленькими порциями, после чего при необходимости люди получают новую порцию кредита. Еще один принцип - мы отказались от системы залогов. У нас нет делового сопровождения и многочисленных юристов. А заемщики являются совладельцами банка", - привел пример социального бизнеса профессор. В итоге, по его словам, сегодня его банк в Бангладеш обслуживает 8 миллионов бедных заемщиков. Кредитные продукты в социальном банке Юнуса использовали для борьбы с антисанитарией, с их помощью тысячи малоимущих людей в далеких деревнях получили доступ к электричеству на солнечных батареях, мобильной связи. А через нее - сегодня в Бангладеш организуется доступ к дистанционной медицине, ультразвуковым исследованиям. Решаются проблемы материнской смертности. "В небольшой стране, где 85 процентов населения живет в деревнях, сейчас огромное количество "телефонных леди", более пяти миллионов абонентов сотовой сети. Почти каждая деревня решила проблему коммуникаций", - сказал Юнус.

    "Я не владею компаниями, которые занимаются этим социальным бизнесом", - пояснил Мухаммад Юнус. "Тогда зачем я это делаю? - спросил он. И ответил: - Для того, чтобы чувствовать себя счастливым". "Бизнес определен как механизм создания прибыли, и если вы этого не делаете, значит, неэффективно работаете. Но это не совсем так. Бедность не создана бедняками, а создана системой, это то, что навязано человеку извне. А раз так, то от этого человека можно избавить. С тем, чтобы он улучшил свою жизнь", - сказал нобелевский лауреат.

    Кстати, с помощью социального бизнеса, по его словам, человечество в итоге может решить и проблемы с нехваткой продовольствия, и финансовых кризисов , которые сегодня охватили глобальный мир.

    "К сожалению, пока мировая финансовая система служит сегодня сильным компаниям и богатым людям, а должна служить всем, чтобы никто не был забыт и не был лишним", - сказал Юнус.

    Между тем один из участников форума, представитель российской компании в ответ возразил, что для разных стран с разными уровнями доходов и развития экономик, опыт Бангладеш вряд ли применим. Но профессор в ответ напомнил, что этот опыт востребован сегодня в США, многих странах, в которых социальные приоритеты могут различаться, но универсальный механизм социального бизнеса не меняется.

    Поделиться