В Перми открылись два новых арт-объекта: скульптуры "Скарабей" и "Черный ангел", собранные из старых автомобильных покрышек.
Две инсталляции, сконструированные больше чем из тысячи старых автомобильных покрышек и более трех тысяч шурупов-саморезов, создавались 50 дней. Автор этих произведений, казахский художник Молдакул Нарымбетов, лично представил свои творения пермской публике.
Первая трехметровая скульптура была установлена в Саду камней, недалеко от железнодорожного вокзала Пермь-II. Она представляет собой жука-скарабея, который катит перед собой огромный черный шар. По словам автора работы, этот жук - подарок Перми. С одной стороны, маленькое трудолюбивое насекомое символизирует усилия человека, "крутящего" землю. С другой стороны, скарабей - это символ солнца, олицетворяющий идею вечного труда и творчества.
Открытие инсталляций сопровождалось песнями и плясками художника, который ищет вдохновение для своих работ в этнической казахской культуре. Молдакул Нарымбетов, известный своими оригинальными перфомансами, на этот раз был одет в причудливый золотой костюм с высоким колпаком и с ног до головы увешан бубенчиками. Из деревянной палки он сделал уникальный инструмент, который сочетает в себе несколько музыкальных типов: смычковый, духовой, барабан и другие.
Оценил новый арт-объект и находящийся сейчас с визитом в Перми на открытии образовательного проекта "Investment relations and Investment promotion" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
- На мой взгляд, скарабей - это глубокий символ, который олицетворяет наши усилия по реформированию экономики, - считает Александр Шохин. - Разными способами мы пытаемся сделать регион привлекательным, и, казалось бы, одолеть такие объемы работ невозможно. Но ведь скарабей катит шар, который больше его в несколько раз. Это очень наглядный пример. Я неоднозначно отношусь к современному искусству. Но если инсталляция - символ, который близок многим, он становится частью креативной среды, без которой невозможны другие инновационные процессы в крае. И эта среда постепенно накладывается на возможности города. В Перми современные проекты соседствуют с классикой, с теми же деревянными богами из художественной галереей. Это дает возможность выбирать. В дальнейшем необходимо создать больше разных культурных площадок, где каждый сможет почерпнуть новые идеи и высказать свои мысли.
Вторая инсталляция, установленная у входа в музей PERMM, скорее похожа на "саркофаг" из автомобильных покрышек, в который заключен другой объект современного искусства - расстрелянный автомобиль BMW. С помощью старой резины художник-шаман смог создать совершенно новый образ, придав символу "лихих девяностых" черный мистический смысл.
- Пермяки, вы счастливые люди, - заявляет Молдакул Нарымбетов. - Нигде в других городах России не поддерживают современное искусство так, как в Перми. Я вам даже завидую, ведь на ваших глазах создается новая история культуры. Вспомните начало 20 века, Малевича, Кандинского. Их творчество никто даже искусством не называл. И насколько изменилось это отношение сейчас.
Казахский художник сделал подарок не только городу, но и лично Марату Гельману, установив третью скульптуру "Черный Гельман" у входа в музей современного искусства. Гигантская голова в очках из старой автомобильной резины действительно чем-то похожа на свой прообраз.
Закончилась презентация арт-объектов совместным выступлением художника с тувинско-хакасско рок-группой "Ят-Ха", которая уже запомнилась пермякам своей энергичной этнической музыкой на фестивале "Движение". Молдакул Нарымбетов играл на своем чудо-инструменте и исполнял шаманские пляски под низкое горловое пение солиста группы "Ят-Ха". Этот концерт - первый опыт сотрудничества музыкального продюсера Александра Чепарухина с паблик-арт программой Музея современного искусства. По словам галериста Марата Гельмана, главное для культурного пространства города - это разнообразие. Поэтому так важно стремиться создавать что-то оригинальное и привлекать новых творческих людей к общему делу.
Кстати, скульптура скарабея, установленная в Саду камней - не единственная в России. Подобная композиция, уменьшенная в два раза, была выставлена в Алма-Ате. Там ее и заметил директор пермского Музея современного искусства.