23.10.2011 23:50
    Поделиться

    Через неделю в России стартует новый этап избирательной кампании

    До сих пор партии, которые рассчитывают попасть в Госдуму, были вынуждены ограничиваться рекламой на билбордах, митингами и персональной агитацией. С начала ноября СМИ начнут предоставлять партиям эфиры на телевидении и радио и газетные площади - совершенно бесплатно, хотя и в определенных пределах.

    Сейчас теле- и радиокомпании готовят пакеты бесплатного времени, в том числе и для дебатов. 31 октября в Центризбиркоме пройдет жеребьевка по распределению этих пакетов между партиями. 2 ноября партии "разыграют" площади в государственных федеральных газетах.

    Стоит отметить, что 31 телеканал, 137 газет и журналов и 26 интернет-сайтов уведомили ЦИК о том, что они готовы предоставлять свои мощности для агитации на коммерческой основе. Никакие СМИ, кроме заявившихся таким образом, не имеют права на политическую пропаганду партий на думских выборах.

    Стоит отметить, что баннеры, партийные газеты и листовки также могут производить только "аккредитованные" организации. В Центризбирком о таком намерении заявили 83 полиграфические конторы.

    "На федеральном уровне предоставлять эфир будут 4 телеканала и 4 радиоканала, - рассказала член ЦИК Майя Гришина. - Каждая партия, которая зарегистрировала список, получит по часу ежедневного эфира. Половина - для дебатов".

    В этой кампании участвует достаточно много действующих государственных чиновников, в связи с чем Гришина прокомментировала правила агитации для представителей власти. "Агитация им не запрещена, - сообщила она. - Она запрещена при осуществлении должностных полномочий. В каждом конкретном случае необходимо уточнять, в качестве кого выступало должностное лицо". Один из признаков легитимности агитации, по версии Гришиной, - если она осуществляется чиновником в выходной день, когда он находится "не при исполнении". "Что касается освещения текущей деятельности должностных лиц - президента, тех кто работает в Думе, правительстве, - это вообще не относится к информации о выборах и не подлежит учету", - подчеркнула член ЦИК.

    Тем не менее, если чиновник все-таки ухитрится нарушить правила агитации и его вина будет доказана, его можно привлечь к административной ответственности и подвергнуть штрафу до 5000 рублей. А если будет доказано принуждение к голосованию, то, по словам Гришиной, это ответственность уголовная. Впрочем, таких случаев до сих пор не было. "Я считаю, что у политических партий нет оснований говорить, что их права нарушаются", - убеждена Гришина.

    Впрочем, ЦИК уже начал получать информацию о первых нарушениях правил агитации. "Наиболее серьезные нарушения - подложные агитационные материалы, - рассказала Гришина. - Они уже начинают появляться, причем именно в форме двойников известных газет. Это самая серьезная проблема - борьба с подлогами, и мы уделяем ей самое большое внимание".

    Гришина считает, что наше законодательство по агитации в целом не очень отличается от Европы и Америки, одновременно являясь более жестким и более демократичным. "Там трибуна предоставляется только известным и ведущим партиям, и мы в этом ключе одни из самых либеральных, - рассказала член ЦИК. - Ответственность у нас наиболее жесткая. У нас за нарушение есть наказание в виде снятия с регистрации - ни одно европейское законодательство этого не знает. В Америке агитматериалы распространяются любым способом без контроля. Единственное, что нельзя нарушать, - это правила финансирования. Везде наказывается экстремистская агитация".

    В России, по мнению Гришиной, в незаконном финансировании избирательной кампании нет смысла - после того как потолок избирательного фонда увеличился до 3,5 млрд, "стало спокойней".

    Поделиться