Начиная собственное дело, молодой предприниматель слабо себе представляет, и с какими трудностями он столкнется на бизнес-пути, и на какие преференции со стороны государства может рассчитывать. О том, как сделать дорогу к успешному бизнесу более гладкой, "РБГ" рассказал Андрей Спиридонов, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России.
- Кто он - современный молодой предприниматель?
- Современный молодой предприниматель - это человек до 35 лет, владеющий малым бизнесом с небольшим штатом сотрудников. Характерной чертой именно молодых предпринимателей можно назвать склонность к риску и внедрению в свой бизнес инноваций. Опрос, проведенный Ассоциацией молодых предпринимателей, показал, что свыше 70% предпринимателей начали заниматься бизнесом в возрасте до 25 лет. Однако надо отметить, что молодежь сейчас не так охотно и активно идет в бизнес, так как зачастую боится открывать свое дело. Молодой бизнес нуждается в поддержке, мы ее по возможности стараемся оказывать - помогаем в организации участия молодых бизнесменов в госзаказе, в получении кредитов в упрощенном порядке, информируем о мерах господдержки малого молодежного бизнеса и т.д.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что малый бизнес постепенно входит в стадию роста, наблюдается улучшение тенденций в развитии малого бизнеса в России. Есть, конечно, и тревожные моменты. Кроме того, крайне важно, что все больше малых предпринимателей стремятся к внедрению и использованию новых технологий в своей деятельности. Это говорит о том, что наш бизнес становится все более современным.
- В каких отраслях молодежь наиболее активна?
- Отрасль деятельности может быть разная. Как правило, это сфера услуг (рекламные, юридические, охранные услуги) либо мелкорозничная торговля (ларьки, палатки, магазинчики, киоски и т.д.). Вместе с тем уже сегодня выгодно открывать малые инновационные предприятия. Хотя понятно, что, скорее всего, это достаточно долгосрочные проекты. Однако важно смотреть в будущее, важно понимать, что для того, чтобы бизнес стал доходным завтра, в него необходимо внедрять новые технологии уже сегодня. В развитых странах мира это уже давно поняли, и Россия не должна отставать. Представляется, что здесь должен использоваться потенциал вузов. Тем более что сравнительно недавно принят закон N 217-ФЗ, позволяющий открывать при вузах малые инновационные предприятия.
- Насколько активно участвует молодежь в инновационных проектах?
- Достаточно активно. Молодые люди наиболее активно используют технические новшества современного мира как в своей повседневной, так и в трудовой деятельности. Именно эти обстоятельства и легли в основу создания департамента инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России.
Департамент стал удобной площадкой, объединяющей наиболее перспективную часть молодежного бизнеса в нашей стране, стремящегося строить и развивать инновационный, высокотехнологичный бизнес. Основным показателем работы департамента является выработка принципиальной позиции по актуальным вопросам на основе изучения основных закономерностей, популяризация положительных аспектов развития инновационного бизнеса и участие в нейтрализации отрицательных, поддержка в решении иных, в том числе и конкретных задач, отнесенных действующим законодательством к компетенции и возможностям общественных организаций.
- С какими трудностями сталкиваются молодые предприниматели, когда пытаются начать собственное дело?
- Бизнесмен - это всегда первопроходец. Ему как никому другому приходится постоянно преодолевать трудности самого различного рода. Со временем предприниматель уже умеет радоваться препятствиям, как спортсмен каждому новому соревнованию. Начиная бизнес, необходимо понимать, кто будет вашим покупателем, почему он пойдет именно к вам, а не к конкурентам, что ему нужно и как лучше всего эту потребность удовлетворить, да еще и заработать на этом.
Самой большой проблемой для предпринимателей является поиск и удержание клиентов, далее идут поиск инвестиций, поиск кадров, аренда помещения, кредитование и т.д.
- Какую поддержку оказывает молодым предпринимателям государство?
- Да, безусловно. При недостаточных средствах на открытие бизнеса есть субсидирование процентных ставок по кредитам для бизнесменов, субсидии и гранты на открытие своего дела (постановление правительства РФ N 178 от 27.02.2009). Трудности с арендой помещения можно решить в бизнес-инкубаторах, но, к сожалению, не везде они работают достаточно эффективно. Поддержка действующего малого бизнеса выражается в применении специальных налоговых режимов - при выручке до 60 млн руб. можно применять УСНО (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Предприниматели на ЕНВД избавлены от необходимости применять контрольно-кассовую технику по п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. В отношении малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сокращено количество проверок и их продолжительность, по ряду видов деятельности введен уведомительный порядок открытия бизнеса - не нужно никаких разрешений или предварительных согласований (Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 г.)
- Какие льготы и преференции, по вашему мнению, необходимы для привлечения молодежи в бизнес?
- В 90-х годах была такая льгота для малых предприятий по налогу на прибыль: в первые годы своей деятельности они вообще не платили этот налог. Надо отметить, что далеко не у каждого в первый же год-два окупались с лихвой все вложения, так что бюджет немного терял на этой льготе. Конечно, случались и злоупотребления, но при ряде жестких условий такая льгота была бы, на мой взгляд, эффективна.
Но дело даже не в введении новых льгот - у нас и сейчас хватает полезных для молодых предпринимателей правовых механизмов, вот только знают о них и применяют их в своей деятельности очень немногие. Среди наиболее востребованных и реализуемых на сегодня можно назвать гранты, выдачу поручительств, гарантий по кредитам. К сожалению, большинство так и не пользовались программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, банковским финансированием, не знают о субсидировании лизинговых платежей. Помимо финансовой поддержки также существует возможность имущественной поддержки, т.е. это участие предпринимателей в приватизации имущества и ряд других программ.
Общедоступное информирование всех молодых людей об этом, может быть, обучение азам экономики, отдельным вопросам хозяйственного и налогового права - это одна из наших важнейших задач.
- Существует миф, что предприниматели стремятся во власть. Это так?
- Я бы сказал, что в последнее время предприниматели стремятся скорее к конструктивному и тесному диалогу с властью. Создаются различные экспертные советы при органах государственной власти и местного самоуправления, где бизнес выражает свою позицию по тем или иным вопросам, вносит свои предложения и замечания. И их это устраивает. Для многих предпринимателей их бизнес - это дело жизни, свобода заниматься любимым делом.
- Какие специальности будут востребованы рынком в первую очередь?
- Востребованность каждой профессии напрямую зависит от ситуации, складывающейся в сфере бизнеса и законодательства. Сегодня крупные компании не могут обойтись без бухгалтеров и финансистов, специалистов по продажам, информационным технологиям и кадрам.
Как бы ни менялся рынок труда, высококвалифицированный специалист востребован всегда. Сегодня стало очевидно, что конкурентная среда стимулирует реорганизационные процессы в бизнесе, направленные на увеличение эффективности и контроль за деятельностью.
Естественно, что вне конкуренции по-прежнему остаются хорошие управленцы, причем как высшего, так и среднего звена. Востребованы инженеры, причем в совершенно разных областях. Работодатели рады даже выпускникам технических вузов без опыта работы.
- Есть ли будущее у среднего и малого бизнеса в России?
- Безусловно! Будущее у малого и среднего бизнеса есть, особенно с такой политикой по господдержке малого бизнеса, которую сейчас проводит государство. И хотелось бы отметить, что важно как можно быстрее внедрять новые технологии, сократить временной период по переходу от сырьевой экономики к инновационной. Для этого каждый предприниматель, принявший решение платить налоги, кормить свою семью, создавать рабочие места, должен участвовать в этом процессе.