Минюст разработал особую программу, которая, как предполагается, сможет сделать чиновников истинными слугами народа.
Среди предлагаемых идей - ввести общественные консультации при назначении на ключевые должности государственной службы - как на федеральном, так и региональном уровне. Обсуждается и создание рейтингов специалистов.
Также обсуждается сокращение числа "неприкасаемых" персон, в отношении которых предусмотрен более сложный порядок возбуждения уголовных дел и начала оперативной разработки.
В перспективе любой гражданин сможет прямо поинтересоваться, мол, почему меня не спросили, когда начальника назначали? Причем это не единственное и даже не самое главное предложение нового документа минюста - проекта концепции взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции.
В программе масса идей - рейтинги открытости ведомств, индексы коррумпированности различных структур, общественные консультации по важным поводам и многое другое, что должно в корне изменить нашу жизнь. Прописана в документе и разработка системы гражданского просвещения, включающая обучение антикоррупционному поведению. Скажем, могут появиться учебные ролики, как вести себя, если чиновник просит взятку, в художественной форме нам доступно расскажут и покажут, что выход есть. Осталось узнать, какой. В целом власть намерена установить надежные каналы обратной связи чиновников с гражданским обществом.
Сегодня, будем говорить честно, эта связь работает с перебоями. А если столоначальник трудится в непрозрачном для взгляда людей "коконе", не исключена вероятность, что он проворуется. Для того взятки и прячут в конверты, чтобы чужой взгляд не скользнул по деньгам. Поэтому "прозрачность" - одно из ключевых положений программы.
К разработке программы подключилась и Ассоциация юристов России. Ведущие правоведы страны готовят свои дополнения, как сделать, чтобы предложенные механизмы заработали.
- На мой взгляд, концепция очень важна, - сказал "РГ" член правления Ассоциации юристов России, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров. - По сути, это третий концептуальный документ, и содержательный документ, который появился за последние 20 лет. Любопытно, что все они появились за последнее время и подготовлены минюстом в отношении, по сути, базовых основ существования гражданского общества в России.
Первым был документ об основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденный Указом президента. Еще можно назвать разработанное минюстом и утвержденное также главой государства положение о мониторинге правоприменения. Цель всех доктрин - поставить хорошие законы выше плохих традиций (произвола, взяточничества и т.п.).
Ряд положений документа, по мнению правоведов, требует доработки. Например, у некоторых экспертов вызывает вопросы пункт, касающийся разработки индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать регионы, отрасли, предприятия, решения органов власти и конкретных их представителей.
"Насчет индекса коррумпированности непонятно: как можно обсуждать то, чего не должно быть, - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" один из правоведов. - Если индекс коррумпированности ведомства или чиновника отклоняется от нуля, необходимо немедленно отстранить такого чиновника и возбуждать уголовное дело. Представьте, инспектор ГАИ останавливает водителя и представляется: лейтенант Пупкин, индекс коррумпированности 3,2 балла, предъявите ваши документы".
Другие эксперты возражают, мол, как раз такие индексы и будут служить для правоохранителей руководством к действию. Допустим, независимое исследование показывает, что в такой-то отрасли индексы коррупции бьют через край, не пора ли сменить руководство, провести массовые проверки, кого-то, может, даже привлечь к уголовной ответственности. А регламенты поправить так, чтобы они не мешали чиновникам работать честно.
- Каждое действие государственного специалиста, чиновника должно быть прозрачно и понятно, - считает Дмитрий Позоров. - Если человек хочет служить государству, которое представляет собой гражданское общество, он соглашается на жизнь в формате телепередачи "За стеклом", своего рода реалити-шоу, вся история чиновника должна ежедневно быть видна и понятна, решения, которые он принимает, доступны здесь и сейчас, а не через десять лет.
Он считает, что идея введения рейтингов сама по себе хорошая, но должна быть лишь одним из элементов новой системы. Более важна система рейтинга эффективности чиновника. И этот рейтинг должен, по его словам, составляться независимыми агентствами.
- Еще один аспект важен: абсолютная защищенность добропорядочных служащих, - говорит Дмитрий Позоров. - Таких тоже много. Государственные служащие не должны работать внеурочно, без выходных потому, что так хочет старший начальник. Важно, чтобы регламенты работы государственной власти были четкими и опять же прозрачными. Если какой-то начальник не доволен тем, что его подчиненный не отступает от этих регламентов, такое недовольство должно стать сразу же сигналом для правоохранителей.
В целом, по словам представителя Ассоциации юристов России, должен быть комплексный подход - менять ситуацию к лучшему надо сразу и везде, по принципу цепной реакции. Самый сложный вопрос - откуда начать.
- Не получится сначала побороть коррупцию в какой-то одной области, скажем, на дорогах, а потом начать наводить порядок в других сферах, допустим, в медицине или образовании, - говорит Дмитрий Позоров. - Нужно все делать одновременно.
Иначе коррупция, как вирус, будет перекидываться с одного на другое. Однако мало ввести жесткие правила для чиновников, надо сделать так, чтобы и столоначальникам было интересно жить. Концепция особо оговаривает необходимость обеспечения высокого социального статуса и престижа государственной службы. Чиновник должен знать, что, если погорит на взятке, он потеряет гораздо больше, чем мог бы получить нечестным путем. Брать мзду должно стать невыгодно.
А брать незаметно будет затруднительно. Программа предполагает в том числе снижение до минимума числа так называемых спецсубъектов - персон, в отношении которых уголовные дела возбуждаются особым порядком. Да и оперативная разработка многих лиц тоже возможна только по отдельному разрешению.
Теоретически это должно обеспечивать независимость людей, чьи решения важны для общества. Однако на практике многие используют подобную независимость, чтобы ездить пьяным за рулем или убивать кого-то на встречной полосе.
Поэтому один пункт концепции надо не просто выделить, а начертать где-нибудь золотыми буквами: "Обеспечение равенства граждан и организаций перед законом и судом, исключение из практики избирательного применения закона в политических целях, а также зависимости судов от исполнительной власти". Так записано в программе минюста.
Кроме того, документ предполагает включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы по подготовке значимых законопроектов и тому подобное. Наиболее важные решения должны обсуждаться публично.
Планируется, что подготовленную концепцию предложат на утверждение главе государства. Ее разработчики предполагают, что она будет реализовываться в два этапа.
Первый - 2012-2013 годы - уйдет на утверждение планов, анализ нормативно-правовой базы, разработку новых положений. Второй этап - 2013-2015 годы - займет принятие необходимых нормативных правовых актов и реализация конкретных программ. Затем - в 2015-2016 годах - планируется проанализировать результаты.
1. Проведение общественных консультаций при назначении на ключевые должности госслужбы как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Создание рейтинга специалистов.
3. Опубликование рейтингов открытости органов власти.
4. Включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов.
5. Создание индексов коррумпированности.