Новости

25.10.2011 00:40

Осталось 5 лет

Российскому бизнесу в Индии следует поторопиться

Сегодня Индия является практически единственной страной в мире, где впечатляющий потенциал рынка сочетается с уникальными возможностями для инвесторов. К таким выводам пришли участники конференции, прошедшей в Индии в рамках визита деловых кругов России.

Как отметил Александр Кадакин, посол России в Индии, страна давно выросла из понятия "младшего брата". Сегодня Индия - это современные технологии и огромный потенциал рынка. По словам посла, только на разработку софта ежегодно выделяется около 30 млрд долларов, тогда как Россия тратит на это, по оценкам экспертов, около 2-3 млрд долларов.

По словам Владимира Евтушенкова, для многих глобальных игроков сегодня стоит вопрос, куда идти с инвестициями - в Европу, Америку, в страны СНГ? "Например, наш опыт общения с Китаем показал, что мы там не нужны, - заметил владелец "Системы". - Тогда как Индия - это наш эксклюзивный стратегический партнер. Страна, которая имеет серьезный потенциальный рост и огромное желание развиваться в сферах телекоммуникаций, информационных технологий, микроэлектроники и т.д.".

Конечно, как отметил Владимир Евтушенков, индийский рынок один из самых сложных, но бизнес - это всегда риски. "Рассматривая Индию в качестве вложения инвестиций, необходимо понимать, что мгновенной прибыли не будет. Это процесс на 3-5 лет. Однако если вы хотите строить серьезный бизнес, то необходимо осознавать, что эта страна по потенциальному росту превосходит два десятка европейских стран", - подчеркнул Владимир Евтушенков.

То, что индийский бизнес проявляет к нам интерес в сфере телекоммуникационных, информационных технологий и микроэлектроники и готов к сотрудничеству, продемонстрировала компания "Ситроникс", ведущий поставщик решений в этих сферах. В рамках визита дочерняя компания "Ситроникс Индия" подписала меморандум о намерениях с индийской телекоммуникационной компанией TechMahindra, которая является частью группы Mahindra с оборотом 12,5 млрд долл. США и ведет операционную деятельность более чем в 31 стране мира.

Это соглашение - первый опыт сотрудничества с российской компанией для TechMahindra и подразумевает развитие партнерских отношений по продвижению продуктов "Ситроникс" клиентам TechMahindra в Индии и за ее пределами.

Отвечая на вопрос "РБГ", насколько интересен компании российский бизнес, Джагдиш Митра (Jagdish Mitra), исполнительный директор TechMahindra, заметил, что "Ситроникс" приносит на индийский рынок новые продукты, и компания видит большие перспективы. "У "Ситроникс" есть хороший продукт, у нас большие возможности для его реализации. Это отличное сочетание", - отметил Джагдиш Митра.

Как пояснил Тимур Векилов, директор "Ситроникс Индия", в рамках соглашения "Ситроникс" выступает в качестве вендора решений OSS/BSS и планирует предложить клиентам Tech Mahindra полный спектр продуктов семейства FORIS, которая включает в себя систему конвергентного биллинга и управления услугами, систему управления роумингом и взаиморасчетами с партнерами, решения для бизнес-аналитики. Хотелось бы отметить, что в Индии впервые в качестве вендора выступает российская компания. Сегодня с местными операторами сотовой связи в основном работают европейские и индийские вендоры.

По словам Тимура Векилова, это не единственное сотрудничество "Ситроникс" с индийским бизнесом. Компанией заключено соглашение о сотрудничестве с индийской транспортной компанией SS Cabs. "Ситроникс" внедрил для SS Cabs систему НИКА - навигационную услугу для решения транспортных задач малого, среднего и крупного бизнеса, позволяющую в режиме реального времени определять местоположение транспортных средств и анализировать, как и где использовался автомобиль", - уточнил Тимур Векилов. По мнению главы "Ситроникс Индия", это поможет оптимизировать расходы на обслуживание корпоративного автопарка, успешно планировать и вести операционную деятельность компании с автопарком любого масштаба.

Другой пример успешного сотрудничества - компания SSTL, которая является совместным предприятием АФК "Системы", правительства РФ и индийской группы компаний Shyam. SSTL представляет свои услуги в Индии под брендом MTS.

Кстати, когда MTS три года назад выходила на индийский рынок, многие российские эксперты довольно скептически отнеслись к данному шагу. В стране 14 сотовых операторов, а средний счет абонента в месяц составляет 2 доллара. Индийский рынок, по оценкам экспертов, очень сложный, операторы постоянно испытывают ценовое давление. Однако MTS совсем неплохо чувствует себя в жесточайшей конкурентной среде. Предложив на первом этапе своим абонентам в Индии один миллион минут бесплатных звонков, компания смогла оттянуть клиентов и создать свой костяк. Понимая, что золотая эпоха голосовых услуг уже прошла, как в Индии, так и в других странах мира, MTS начала реализовывать стратегию, ориентированную на развитие услуг мобильного широкополосного доступа в Интернет при поддержке услуг голосовой связи. Кроме того, компания выпустила пакетное предложение с бесплатным смартфоном. Результат - за три года работы практически с нуля в Индии была создана сотовая сеть, охватывающая всю территорию страны и обслуживающая более 13 млн абонентов. Таким образом, SSTL стал первым крупным совместным проектом российских и индийских компаний на местном потребительском рынке, а также наглядным доказательством того, что наши отечественные бизнес-технологии могут быть успешными и за пределами русскоязычной территории.

Сегодня "Ситроникс" и MTS обсуждают совместные проекты. В планах - создание центра компетенции, который будет заниматься созданием и развитием продуктов для местного рынка.

Международное сотрудничество с Индией входит и в задачи федерального сетевого оператора ОАО "НИС" по глобальному распространению навигационных решений на базе российской системы ГЛОНАСС. В ноябре-декабре 2011 года планируется открытие офиса индийской дочерней компании "НИС" - NIS-India Pvt Ltd. Предполагается также, что в 2012 году в Индии будет открыто представительство "НИС".