25.10.2011 23:09
    Поделиться

    Режиссеру Игорю Масленникову исполняется 80 лет

    Режиссеру Игорю Масленникову, снявшему "Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимнюю вишню" и еще около тридцати картин, 26 октября исполняется 80 лет. Мастер в прекрасной форме, учит студентов - в Москве и Петербурге, готов снять новое кино. Наш корреспондент встретилась с ним на студии "Троицкий мост", расположенной на "Ленфильме" (Игорь Федорович - ее худрук).

    Российская газета: Как собираетесь отмечать юбилей?

    Игорь Масленников: Тридцать лет назад свое 50-летие я отмечал в ресторане "Метрополь". Оно знаменательно тем, что после застолья и бесконечного курения я вдруг бросил курить. Раз - и остановился, просыпаюсь утром - не хочу курить. Я решил, что заболел. Что-то внутри выключилось. С тех пор ничего не действует - ни голод, ни алкоголь, ни курильщики рядом - больше не курю. А теперь я понял: день рождения - дело семейное. Посидим дома. Семья большая - дети, внуки. "Ленфильм" планирует устроить в Доме кино вечер. И московский Дом кино - тоже…

    РГ: Кто-то из вашей большой семьи связал судьбу с кино?

    Масленников: Старшая дочь Аня работает с мужем-оператором - как менеджер. Младшая Катя учится на звукорежиссера в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Внучка Маня начинает заниматься в Сорбонне. "Кем ты будешь?" - спрашиваю. - "Специалистом по кино". Вероятно, киноведом.

    РГ: Вы с Валуцким, автором "Зимней вишни" (и не только), собирались "тряхнуть стариной" и взяться за новую работу…

    Масленников: И тряхнули. Сценарий есть. По-моему, хороший. Называется "Грибной год". Это мелодрама вроде "Зимней вишни", но проблематика уже другая, нынешняя. На первый взгляд, герой - двоеженец. На самом деле, судьба распорядилась так, что он тянет две семьи. Запутанная история, забавная, с юмором. Одну женскую роль с удовольствием предложил бы Елене Яковлевой (мы снимали ее в фильме "Ночные посетители").

    Подали заявки в Минкульт, в новый Фонд поддержки кинематографа. Все мимо, никому это не нужно. Раньше все-таки была объективность в этом деле, все сдавали заявки, работало экспертное жюри (я много лет, кстати, в нем состоял). Тайным голосованием определялось, кому дать государственные деньги на картину. А теперь деньги получают семеро так называемых "успешных" продюсеров.

    Для меня главное - собрать хорошую компанию и всем вместе вырастить растение - фильм

    РГ: Вы жесткий режиссер, диктатор?

    Масленников: Я из той режиссуры, которая выращивает спектакль, фильм, как садовник. Для меня главное - собрать хорошую компанию и всем вместе вырастить растение - фильм. Научился этому у Товстоногова, бывая на его репетициях, когда работал в театре сценографом (и заразился режиссурой!).

    РГ: Как вы относитесь к тому, что сейчас в Петербурге снимают нового "Шерлока Холмса"? Я, например, прочла много сердитых откликов в Интернете: "лучше Масленникова не снять, это святое, руки прочь!". Коммунисты Петербурга и Ленинградской области призывают бойкотировать это кино.

    Масленников: До нас было 200 "Холмсов" - по всему миру! - и думаю, что после нас их будет немало. Наше главное открытие: Холмс - не главный герой, а Ватсон - не теневая фигура. Только Юлий Дунский и Валерий Фрид, талантливые драматурги, в своем сценарии сделали Ватсона равноправной Холмсу фигурой. Между ними интересные отношения, на это интересно смотреть. Кроме того, я сознательно делал комедию. Все с детства знают рассказы Конан Дойла. Поэтому дело не в детективном сюжете, а в отношениях этой пары.

    Вообще, я так устал от разговоров про Холмса!

    РГ: Почему про "Зимнюю вишню" вас меньше расспрашивают, как думаете?

    Масленников: Это другая история. Мелодрама, женское кино. В те годы женщины все тащили на своих плечах. В "Зимней вишне" главной темой была мужская несостоятельность. Мы с Валуцким, автором сценария, признавались женщинам в том, то мы, мужчины, на самом деле - безвольные, фальшивые. Мы - слабый пол. Эту идею понял Виталий Соломин, он сумел сыграть такого слабака. Теперь другое время - маскулинное.

    РГ: В 2009 году вы сняли фильм "Банкрот" (по мотивам пьесы А. Островского "Свои люди - сочтемся!") - и все. Хочется еще снимать?

    Масленников: "Банкрота" практически никто не видел. Нет проката. Мы говорим, что надо снимать хорошее кино. А для кого? Нигде его не показывают. Все принадлежит американцам, и они нам диктуют. В советские времена у нас тоже была американская система, когда деньги из кинотеатров шли назад, на кинопроизводство. У американцев это сохранилось, их корпорации имеют свои прокатные сети. Причем по всему миру, в том числе и в России. Наши начальники говорят: зачем прокат? Есть диски, телевидение… Но американцам прокат зачем-то нужен. Миллиарды рублей текут в Голливуд.

    РГ: С другой стороны, Интернет переполнен письмами: "Не любим российское кино, не хотим смотреть, оно нам не нужно".

    Масленников: Потому что вкусы определенной части молодежи испорчены, они не хотят приходить в кино, чтобы переживать. Вспомните наши лучшие, классические фильмы - они все построены на принципе переживания. И не только наши, а и западные. Они формировали душу. Сейчас кино превратилось в аттракцион. Придумывают все что угодно - 3D, 4D... Приходите, платите денежки и развлекайтесь. Как в ЦПКиО. Возьмите попкорн и отдыхайте. Развлекуха, интертеймент!

    Мои студенты во ВГИКе сейчас на пятом курсе, приступают к дипломным работам. Открыл курс в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, предложил схему, по которой сам учился у Григория Козинцева на "Ленфильме": высшие режиссерские курсы, трехгодичные. Уже год занимаемся. Мне задают вопросы: "А для чего ты их готовишь? Куда они пойдут? В "мыловарни", делать телевизионное "мыло"?" Кстати, некоторые занимаются этим, работа есть, богатеют на глазах.

    Меня терзает тайная мысль о революции в кино. Все время появляются новые поколения молодых талантливых людей. Рано или поздно они должны это дело взорвать. Революционным образом. Не с помощью денег, а своей энергией, талантом. И поэтому надо их готовить, учить. Вижу хорошие курсовые работы у моих ребят в Москве и Петербурге. И не только я учу - Хотиненко, Соловьев, Абдрашитов…

    РГ: Режиссер Константин Лопушанский возглавил в Петербурге Международную высшую школу кинематографического мастерства. Алексей Учитель предлагает создать федеральный центр дебютного кино, чтобы поддержать молодых специалистов.

    Масленников: Это, я считаю, правильный шаг. Учитель молодой, сил у него много. Мне предлагают вести мастер-класс на "Ленфильме". Между прочим, это уже ростки. Посему я не в отчаянии…

    цитаты

    Однажды ко мне подошел мальчик и сказал: "Это вы сделали "Гонщиков"? Я смотрел 50 раз!"

    Делайте свои фильмы с оглядкой на детей! И еще: чаще улыбайтесь!

    Угрюмые фильмы - продукт черных душ. Поэтому - улыбайтесь и останетесь молодыми!

    Я только со временем догадался, что мой зритель - это женщины и дети.

    В первый год проката нашего фильма "Зимняя вишня" его посмотрели 70 миллионов зрителей. Это были женщины. 27 стран купили эту картину, несмотря на зубовный скрежет нашей кинокритики. Это была мелодрама - классический жанр для женской аудитории.

    Своей лучшей картиной считаю "Письма к Эльзе". Она обвешана призами ("Золотой павлин" в Дели, "Сталкер", "Кинотавр"), но кто ее видел?

    Кстати

    Игорь Масленников написал две книги: "Бейкер-стрит на Петроградской" и "Из личной кинопрактики. За стопкой стопка" (Афоризмы, тезисы, наблюдения, цитаты, анекдоты, случаи, сплетни, слухи и вранье). В основу второй книги положены лекции "Режиссура игрового фильма", прочитанные им в СПбГУКиТе и ВГИКе в 1998-2011 годах.

    Поделиться