Буквально бурю эмоций в юридической среде вызвало предложение президента Дмитрия Медведева о том, что понятых можно упразднить и по некоторым делам заменить их техническими средствами.
Об этом глава государства сказал в Твери, где встретился с полицейскими.
Привычная фраза следователя из любого детективного фильма - "понятые, подойдите поближе и распишитесь", скоро может превратиться в анахронизм. Идея упразднить институт понятых была высказана очень вовремя и попала на подготовленную почву.
Рядовые граждане, из которых и формируется отряд понятых, пока еще никак не отреагировали на это во многом революционное предложение. Зато практикующие юристы уже несколько дней только об этом и говорят. Одни просто в восторге - уверяют, что давно надо отменить этот устаревший институт. Другие более осторожны. Они говорят, что торопиться не стоит и надо оставить понятых если не для всех уголовных дел, то хотя бы для некоторых, особо серьезных.
Большинство россиян почему-то считает, что соседи, которые должны тихо стоять у стенки и наблюдать за оперативниками, например, при обысках, - это суровое наследие советских времен. Но это не так. Понятые появились в нашей стране еще при царях - в 1864 году.
Понятым принято считать незаинтересованного в исходе дела человека. Таких незаинтересованных граждан по административным или уголовным делам должно быть двое.
Видимо, в позапрошлом веке задумывалось так: чужие - это что-то вроде общественного контроля. Посторонние граждане должны смотреть за действиями силовиков, чтобы все было гласно, прозрачно и законно.
Но контроль общественности в наше время начал действовать "с оговорками". То есть далеко не всегда и далеко не так, как того требовал закон. Вариантов, когда понятые оказывались полной или частичной фикцией, сложилось немало.
Сегодня по закону понятые должны участвовать во многих важных процессуальных действиях. Так, они необходимы при выемке каких-либо бумаг. Должны стоять и смотреть за действиями оперативников при обыске, осмотре, следственном эксперименте, при предъявлении для опознания. Присутствие понятых требует эксгумация, наложение ареста на имущество, осмотр и прослушивание фонограммы, полученной в результате контроля и записи телефонных переговоров, проверка показаний на месте. Но эти правила, когда они перекладывались на конкретную жизненную ситуацию, часто оказывались банально невыполнимыми. Например, иногда бывает невозможно найти понятых. А без них многие процессуальные действия просто незаконны. Это, так сказать, объективная причина. Ну где можно найти понятых глубокой ночью на пустыре в промышленной зоне, откуда до ближайшего жилья несколько километров? Зная такую проблему, опера в подобных случаях "запасались" штатными понятыми. Список таких понятых очень хорошо известен тем, кто использует "добровольных помощников". Постоянными понятыми оказывались знакомые сотрудников органов или бывшие оперативники. Очень часто в такой роли выступали задержанные за мелочовку граждане. Последние за обещанное прощение грехов согласны были расписаться буквально за все. Ситуация с такими понятыми зачастую доходила до маразма. Однажды в столичном суде обратили внимание на любопытный факт - большинство административных дел, которые они рассматривают, из года в год подписывали одни и те же граждане. Рассказывают, что даже среди постоянных понятых рекордсменкой оказалась уборщица, моющая милицейские коридоры. Женщина числилась понятой по сотням дел.
Громкие разоблачения недобросовестных сотрудников органов, которые были на слуху последние годы, высветили еще один, если так можно выразиться, вид понятых. Это были специально подобранные граждане, которые действовали в сговоре с коррумпированными оперативниками. Именно эти люди видели исключительно то, что надо было оперу, а не то, что было на самом деле. Пожалуй, самый яркий тому пример дело так называемых "оборотней в погонах" - высокопоставленных сотрудников МУРа. Эти люди открыто подбрасывали коммерсантам, которые не хотели делиться, оружие или наркотики. Во всех незаконных действиях присутствовали понятые. Повсеместное распространение получила и другая практика, когда граждане подписывали чистые листы, куда позднее нечистоплотный сотрудник правоохранительных органов вписывал то, что считал нужным.
Не меньшее распространение получила так называемая "иностранная" помощь следствию. Речь идет о гастарбайтерах. Подпись приезжего требовалась тогда, когда надо было привлечь понятых, но желательно, чтобы их потом никто и никогда не смог найти. История умалчивает, кто был первым сотрудником милиции, который сообразил, что приведенный с соседнего рынка рабочий настолько перепуган и бесправен, что расписаться готов под любым текстом. Ни один суд и ни один защитник подсудимых потом так и не смог найти этих граждан соседнего государства.
На фоне всех нарушений, связанных с привлечением понятых, истинная ценность "гражданина с улицы", как это ни странно звучит, не уменьшается, а возрастает. Надо подчеркнуть: честный понятой для невинно пострадавшего всегда был, что называется, на вес золота. От правдивых показаний постороннего часто зависит судьба человека.
Но "проблемных" понятых все равно оказалось больше. И с этим надо что-то делать. Недавно был разработан даже специальный проект закона, который касался понятых.
Надо сказать, что понятых во многих странах мира - нет. Там показания полицейского считаются самыми важными, поэтому нет смысла искать посторонних.
Глава государства после беседы в Твери поручил правительству и администрации в течение ближайшего месяца представить предложения по совершенствованию процессуальных процедур.
"Институт понятых сложился, когда не было других способов фиксации доказательств. Это рудимент прошлого, с учетом мирового опыта нам действительно нужно его скорректировать", - сказал Медведев. По его словам, необходимо определить, "по каким категориям дел присутствие понятых не требуется, а где их присутствие сохранить". Как считает президент, вместо привлечения понятых следует использовать современные способы фиксации фактов. Эксперты считают, что работа по реформированию института понятых может начаться в самое ближайшее время.
Ольга Егорова, председатель Московского городского суда:
- Еще пять лет назад эта проблема стояла очень остро. В разных материалах, составленных уполномоченными органами, часто встречались фамилии одних и тех же понятых. Сейчас ситуация изменилась, однако проблема не снята. Нередки случаи, когда на рассмотрение судей поступают документы, содержащие одни и те же фамилии лиц, участвующих в качестве понятых. Зависит это прежде всего от добросовестности оперативников, следователей и других должностных лиц, составляющих подобные материалы.
Вопрос этот действительно решать нужно, поскольку он напрямую влияет на законность принимаемого судьей решения.
Александр Харитонов, полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде РФ, доктор юридических наук:
- Чтобы избавиться от института понятых, которые давно стали частью схемы при расследовании уголовных или административных дел, а также в ходе оперативно-разыскной деятельности, необходимо изменить процессуальное законодательство.
А может быть, прописать в законе вариант, при котором в каких-то ситуациях обходиться без понятых, но совсем их не отменять, как это прописано в законах некоторых зарубежных стран. В связи с этим вспоминаю случай, когда в Сибири, в тайге, нашли повешенного за триста километров от жилья. Где взять в такой ситуации понятых?
С другой стороны, при обысках в помещениях или досмотре автомобиля, а также при задержании подозреваемых в преступлении форма процессуального контроля, а точнее, общественного, должна присутствовать. Потому что понятые - обычные граждане, им и суд поверит, и просто люди. А если вдруг после обыска без понятых хозяева затем пожалуются, что пропали деньги или ювелирные изделия, кто будет отвечать? Или оперативники и следователи "вдруг" найдут без свидетелей наркотики при обыске, будет ли это доказательством причастности подозреваемого к наркоторговле? Совсем оставлять без таких участников процесса процедуру обысков нежелательно. Надо искать золотую середину при изменении законодательства.