К 2050 году 86% жителей развитых государств будут проживать в городах. В менее развитых странах этот показатель достигнет 67%.
Таковы прогнозы программы Организации Объединенных наций по населенным пунктам "ООН-Хабитат". Согласно последним подсчетам международного ведомства, сегодня мировое соотношение горожан с жителями деревень и сельских поселений составляет 51 на 49%.
Столь стремительный рост численности городского населения может привести к еще большему расширению урбанизированных территорий, что создает прямую угрозу экологии будущего, - уверены эксперты "ООН-Хабитат". Уже сейчас на города, которые занимают порядка двух процентов поверхности нашей планеты, приходится 80% выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. А исследование, проведенное управлением по охране окружающей среды США, показало, что до 38% парниковых выбросов происходит при строительстве и эксплуатации зданий в мегаполисах и городах. Вредные химические соединения оказывают негативное воздействие на флору и фауну, загрязняют атмосферу и разрушают озоновый слой, провоцируя глобальные изменения климата на планете.
Неудивительно, что власти всех развитых и ряда развивающихся государств озабочены поиском технологических решений, направленных на экологическое "озеленение" городских территорий. К ним присоединяются представители бизнес-сообщества, осознавшие востребованность экотехнологий на международном рынке. "Российская газета" проанализировала последние отечественные и зарубежные инициативы, призванные улучшить экологическую ситуацию в современных мегаполисах.
Будет город-сад
Кардинальным ответом угрозе глобального потепления может стать строительство "экотаунов" - городов, выбрасывающих в атмосферу минимальное количество вредных химических соединений. В частности, двуокиси углерода, которую в больших объемах вырабатывают электростанции, предприятия тяжелой промышленности и автомобили. Сейчас проекты по возведению "безвредных" городских территорий реализуются в США, Испании, Китае, Великобритании, Канаде, Объединенных Арабских Эмиратах.
Яркий пример - "экотаун" Масдар, что переводится с арабского как "источник, ключ". Это строящийся район в столице ОАЭ Абу-Даби, свободный от промышленных предприятий и неэкологичного транспорта. Инициаторы проекта (энергетическая компания "Masdar" и агентство знаменитого британского архитектора Нормана Фостера "Foster + Partners") обещают сделать Масдар первым на планете населенным пунктом с нулевыми выбросами углерода и нулевыми отходами. Воду здесь будут опреснять при помощи солнечной энергии, традиционные автомашины заменят экологичными беспилотными электромобилями, а сэкономить на кондиционировании позволит сонм разнообразных ажурных конструкций, который в буквальном смысле закроет город по принципу кастрюльной крышки.
Проект "экотауна", общий бюджет которого оценивается в 22 млрд долларов США, запустили в 2006 году. Изначально строительство было рассчитано на 8 лет, однако из-за кризиса сроки сдачи Масдара отодвинули до 2016 года. Предполагается, что население Масдара составит от 45 до 50 тысяч человек, а главными "жителями" города станут наукоемкие компании из разных стран мира, которых привлечет возможность организовывать предприятия со 100% иностранным участием, нулевыми налогами и отсутствием ограничений на движение капитала.
На пятки арабскому проекту наступает Доксайд-Грин - поселение в черте канадского порта Виктория. Строительство этого "экотауна" с нулевым балансом выброса углерода должно завершиться в следующем году. Проект Доксайд-Грин подразумевает возведение экологичных жилых домов, завода по газификации биомассы, офисных и коммерческих площадей больше чем на 30 тысяч квадратных метров, ресторана, кафе и булочной. Обитатели "экотауна" будут передвигаться только на велосипедах и гибридных автомобилях, а все городские отходы подвергаться полной утилизации.
Технологии позеленели
Впрочем, строительство зеленых городов "с нуля" - весьма дорогое удовольствие, не решающее проблемы уже существующих мегаполисов. Превратить загрязненные территории, вырабатывающие парниковые газы, в "экотауны" призван ряд революционных технологий, связанных с ресурсосбережением и сокращением выбросов вредных отходов.
Первый шаг - отказ от автомобилей, работающих на бензине и даже на более экологичном газовом топливе. В конце прошлого года на выставке в Шанхае концерн General Motors представил мировому сообществу "автомобиль будущего" EN-V, который приводят в движение два трехкиловаттных электродвигателя, расположенных в колесах и питающихся от комплекта литий-ионных аккумуляторов. По словам представителей GM, при полностью заряженных батареях двухместный электромобиль сможет проехать 40 километров, при этом максимальная скорость разгона EN-V не превысит 40 километров в час. Длина и ширина компактного электромобиля составляет 1,22 метра, высота - 1,83 метра.
"Здание будущего" Heliotrope, которое вырабатывает в пять раз больше энергии, чем тратит, уже построили в германском городе Фрейбург. Это трехэтажный цилиндрический жилой дом с установленными на крыше солнечными батареями производительностью 6,6 киловатт/час, который вращается вслед за солнцем. Помимо ресурсосберегающих батарей, Heliotrope оборудован системой водоочистки и сбора дождевой воды.
Британские архитекторы Дэвид Арнольд и Алекс Рацлафф разработали проект ветряной башни-небоскреба аэродинамической формы, способной питать энергией ветра более чем две тысячи окрестных жилых и офисных помещений. Согласно задумке архитекторов в центре здания (сердечнике) должны находиться области основной циркуляции воздуха и складской комплекс. Обернутые вокруг сердечника секции предназначены для коммерческих, жилых, институциональных и рекреационных объектов, а крыша устойчивой конструкции должна быть оснащена высокими ветряными турбинами.
Модернизация в стиле "эко"
"Следующий шаг в ориентации мировых мегаполисов на энерго- и ресурсосбережение - это формирование целых городов, которые будут не потреблять, а генерировать энергию", - отмечает один из ведущих российских экспертов в области урбанистики, директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин. И добавляет, что на уровень, когда "костяк" архитектурного облика городов будет формировать "энергоположительная" недвижимость, подобная фрейбургскому Heliotrope, развитые страны Европы, Япония, США и Южная Корея планируют выйти к 2020 году.
Позицию нашей страны в этом вопросе сложно назвать определенной. С одной стороны, на законодательном уровне в России рассматривается масса инициатив, связанных с внедрением энергоэффективных технологий и подготовкой к переходу к нетопливной энергетике. С другой - реализуются новые проекты по добыче энергоресурсов на Ямале, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктическом шельфе.
Так или иначе, в последние годы ряд российских компаний заинтересовался внедрением экологических разработок, направленных на снижение потребления энергии и уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу. К примеру, крупная отечественная инжиниринговая компания предлагает на российском рынке экологичные микротурбинные генераторы, которые производят выхлопы с минимальным содержанием оксидов азота и углерода.
Другая компания - проектировочная - специализируется на технологиях и программных продуктах для экологически рационального проектирования зданий и сооружений. Инновационные технологии позволяют просчитать, сколько ресурсов будет потреблять конкретное помещение в той или иной ситуации, и смоделировать фактическое годовое энергопотребление здания. Как утверждают представители компании, чтобы сократить ежедневное потребление электричества на несколько часов, иногда достаточно повернуть дом на несколько градусов. При этом расчет выбросов углекислого газа и нулевого энергетического баланса помогает понять, будет ли здание отвечать современным экологическим требованиям, еще на стадии проектирования.
между тем
В списке стран, природе которых угрожает рост городского населения и расширение урбанизированных территорий, Россия скорее исключение, нежели правило, - отмечают эксперты "РГ". Согласно прогнозам ООН, под влиянием демографического кризиса вместе с сокращением числа сельских жителей в регионах РФ будет падать и численность горожан. Поэтому нашей стране свойственны скорее профилактические, а не кардинальные меры, направленные на "озеленение" городских территорий