25.10.2011 23:40
    Поделиться

    На решение проблем водохозяйственного комплекса направят беспрецедентные финансовые ресурсы

    Министерство природных ресурсов опубликовало на своем сайте Федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах". Согласно ФЦП, на все мероприятия из средств федерального бюджета будет потрачено 291,8 млрд рублей. Какие вопросы водопользования будут решены при реализации этой программы, рассказывает руководитель Федерального агентства вод ных ресурсов Марина Селиверстова.

    - Сначала стоит сказать, что 1 января 2007 года вступил в силу новый Водный Кодекс Российской Федерации, в его развитие Правительством Российской Федерации утверждено более 50 нормативных правовых актов. Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235 утверждена Водная стратегия Российской Федрации на период до 2020 года, в соответствии с которой разработана Концепция ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".

    Еще в июле текущего года Правительством Российской Федерации был утвержден проект Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012-2020 годах, участниками программы являются Минсельхоз России, Росгидромет, Росрыболовство. Министерство природных ресурсов и экологии России, Росводресурсы приступили к ее формированию. На ее реализацию из федерального бюджета предполагается выделить 291,8 миллиарда рублей.

    Программа предусматривает развитие водохозяйственного комплекса России, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития страны, отраженных в Концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Водохозяйственный комплекс страны, как инструмент, должен соответствовать задачам и параметрам социально-экономического развития.

    Доминирующими целями социально-экономического развития на данном этапе являются: создание условий для развития человеческого потенциала посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности, обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, предполагается закрепить и расширить конкурентные преимущества России в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов при обязательном соблюдении природоохранных требований.

    Разработка проекта ФЦП - еще один этап в системе последовательных действий Правительства Российской Федерации в области водных отношений, реализуемых с 2007 года.

    Несмотря на то, что Россия по запасам воды занимает лидирующие позиции в мире, проблемы с использованием воды у нас есть.

    Дело в том, что гидрографическая сеть крайне неравномерно распределена по территории страны, в России много климатических зон, ярко выраженная сезонность, что определяет наличие или отсутствие достаточного водного ресурса в конкретный период года. Сегодня, по данным Государственного водного реестра, в стране около трех миллионов рек, но используются водные ресурсы только трех тысяч. Основная часть объектов экономики и населения сосредоточена в европейской части России. За Уралом снижается численность и плотность населения, но возрастает количество водных объектов, располагающих основными запасами российских водных ресурсов. Это создает значительные антропогенные нагрузки на водные объекты европейской части, негативно влияющие на их количественные и качественные характеристики. ФЦП позволит реализовать мероприятия по сохранению и восстановлению водных объектов путем снижения антропогенной нагрузки и экологической реабилитации, строительства и модернизации очистных сооружений в тандеме с уже начатой реализацией в 2011 году программы "Чистая вода".

    В ряде регионов страны (например, Калмыкия, Ставропольский край, Дагестан), которые испытывают локальные дефициты воды, Программа должна снять напряжение.

    Ликвидация локальных вододефицитов будет достигнута за счет строительства новых водохранилищ и развития мощностей и водоотдачи эксплуатируемых водохранилищ: строительство Красногорского гидроузла в Омске, Элистинского водохранилища в Калмыкии, реконструкция чограйского водохранилища - источника водоснабжения Ставрополья, Дагестана, Калмыкии и др.

    Развитие водохозяйственного потенциала, ликвидация сезонных дефицитов и устойчивость водоснабжения может быть достигнута и за счет введения в хозяйственный оборот новых источников водных ресурсов - увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников.

    Значительная часть развитых стран мира использует для питьевого водоснабжения подземные источники, которые являются более защищенными от внешних воздействий. У России тоже есть такая возможность. Безусловно, переход на использование подземных источников для питьевого водоснабжения - сложная задача, она требует создания новой инфраструктуры.

    Но работать в этом направлении, безусловно, нужно, считает глава Росводресурсов. Особенно это касается европейской части страны.

    Мы рассматриваем подземные источники как источники альтернативного водоснабжения там, где это возможно. Есть исторически сложившиеся схемы водоснабжения, которые сложно изменить. И не все территории располагают запасами подземных вод, но если такие запасы есть, они должны быть учтены как альтернативный источник питьевого водоснабжения населения и в случае "Ч" - использованы.

    Сказанное вовсе не означает отказа от совершенствования систем очистки сточных вод - известно, что поверхностные водные объекты служат во всем мире не только источником питьевого водоснабжения, но часто и приемниками сточных вод.

    Поэтому задачу повышения рациональности использования водных ресурсов, снижения объемов свежей воды в технологических процессах промышленных предприятий, внедрения водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативное изъятие водных ресурсов и сбросы загрязняющих веществ также предстоит разрешить в рамках программных мероприятий.

    В целом мы ожидаем следующих результатов: должны в 2,5 раза уменьшиться уровни загрязнения водных объектов; снизится заболеваемость и увеличится продолжительность жизни россиян на 2-3 года. Кроме того, предполагается гарантированно обеспечить население водными ресурсами питьевого назначения; создать надежные условия для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства, снизить на 40% водоемкость ВВП и вдвое сократить непроизводительные потери воды.

    Работы предстоит много, и особенно важно достичь скоординированности действий ее участников - заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации для достижения наилучших результатов.

    В конце октября текущего года проект ФЦП должен быть представлен в Правительство РФ.

    Досье

    Селиверстова Марина Валерьевна родилась в Ульяновске.

    В 1991 г. окончила Московский юридический институт. Затем училась в аспирантуре Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.

    1980-2002 гг. - работа в представительных, исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления.

    С 2002 по 2003 гг. в Нижнем Новгороде возглавляла отдел контроля и организационно-методической работы Приволжской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

    В 2003-2004 гг. - вице-президент "Независимой ассоциации машиностроителей", Москва.

    Затем с июля 2004 по январь 2005 гг. - начальник Управления экономического и правового обеспечения Федерального агентства водных ресурсов.

    С 24 января 2005 г. назначена заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов.

    С15 июля 2009 г. является руководителем Федерального агентства водных ресурсов.

    справка

    За последние пять лет забор воды в России уменьшился с 80 кубических километров до 76,5 (на 4%), потери воды при транспортировке - с 7,9 кубических километра до 7,5 (на 5%), сброс загрязненных сточных вод - с 17,2 до 16,2 кубических километра. При этом индекс промышленного производства, несмотря на кризис, практически не изменился. С 2005 по 2010 год прирост емкости и водоотдачи водохозяйственных систем комплексного назначения составил 1 млрд 615 млн кубических метров. Построено более 600 объектов инженерной защиты. Около 3,5 тысячи километров вод ных путей русел рек было расчищено. Вероятный предотвращенный ущерб составляет 188,5 млрд рублей

    между тем

    критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, установлен ООН в пределах 1,7 тысячи кубометров

    кстати

    В экономике РФ ежегодно используется порядка 60 кубокилометров воды. Водоемкость ВВП России значительно превышает аналогичные показатели экономик таких стран, как Германия, Франция, США и Канада

    прогнозы

    Ожидается, что за счет увеличения природоохранных инвестиций в ЖКХ и промышленность объем производства российских предприятий к 2020 году в машиностроении вырастет на 30-40 млрд рублей, в строительстве - на 100-110 млрд рублей

    ДОСЛОВНО

    Владимир Путин, председатель правительства РФ:

    - Мы вводим самые современные экологические стандарты, может быть, даже иногда более жесткие, чем в других странах. В свое время, когда мы подписывали Киотский протокол, ратифицировали его, Россия действительно взяла на себя достаточно жесткие обязательства по выбросам. И мы все это соблюдаем. Вопрос в том, чтобы мы могли своевременно модернизировать свое производство, для того чтобы сохранить эффективность и уменьшить нагрузку на экосистему.

    Поделиться