Юрий Владимирович, как получилось, что детеныши животных, обитающих в Баренцевом и Карском морях, оказываются у берегов Кандалакшского залива?
Серки приплывают в Кандалакшу, повинуясь целому комплексу природных условий. Проводя большую часть жизни на обширных пространствах Баренцева и Карского морей, в открытом море и на дрейфующих льдах, гренландские тюлени возвращаются в Белое море для размножения и линьки. В феврале-марте они щенятся, образуя многотысячные скопления, а позднее линяют.
Природа распорядилась так, что самка тюленя, некоторое время после рождения заботливо опекающая детеныша и откармливающая его густым жирным молоком, вскоре теряет интерес к его судьбе. А серка продолжает жить на родной льдине, существуя за счет накопленных резервов жира. Под воздействием весеннего солнца льды разрушаются, и неожиданно для себя тюлененок оказывается в воде. Это критический момент в жизни юного зверя, которому предстоит освоиться в окружающем его мире, научиться добывать пищу и избегать многочисленных опасностей.
Обычно окончательное таяние льдин происходит в приграничных районах Баренцева моря, куда льдины с тюленятами попадают благодаря течению и ветрам. Но погода в этих районах обожает сюрпризы. Бывает, грянут на Белом море суровые зимы, и в Горле (пролив между Белым и Баренцевым морями) возникает затор. Или, напротив, в очень мягкие зимы льдины с серками не успевают добраться до баренцевых вод.
Результат один - молодые гренландские тюлени начинают свою первую миграцию еще в водах Белого моря. Такие миграции принято называть аномальными. Белое море не так богато кормами, как Баренцево, да и площадь его акватории сравнительно невелика. Звери неизбежно оказываются в узких шхерных районах, где они, так или иначе, сталкиваются с человеком.
Появляются тюлени и у города Кандалакши, расположенного в вершине Кандалакшского залива на берегу Белого моря. В черте населенного пункта в залив впадает водоотводящий канал Нивских ГЭС. Поток пресной воды обездвиживает мелкие морские организмы - зоопланктон. Вся эта масса распределяется вдоль границ соприкосновения соленых и пресных вод, образуя "наваристый бульон", что привлекает голодных тюленят, только-только переживших "водное крещение". Порой в Кандалакше регистрировали от сотни до тысячи серок, державшихся вблизи города от одного до двух с половиной месяцев.
Надо полагать, местные жители и гости города не упускали случая покормить и приласкать заплутавших животных?
Сейчас сложно установить, кто и когда впервые стал подкармливать гренландских тюленей, но с начала 80-х годов кормежка превратилась в традиционное развлечение местных жителей. Дело в том, что Кандалакшский залив - одно из самых популярных мест отдыха горожан. В мае, когда в Кандалакше устанавливается теплая погода, многие семьи и компании устраивают на берегу моря пикники, а голодные тюленята, которые еще не привыкли жить самостоятельно, не знают, что такое опасность, подплывают близко к берегу и кричат. Их крик напоминает плач маленького ребенка. Люди из жалости начинают кидать серкам рыбу, которую те тут же жадно съедают. Многие тюленята в поисках еды выходят на берег, что совсем несвойственно гренландскому тюленю в обычных условиях. Среди юных животных быстро формируются группы иждивенцев, которые начинают кормиться подачками добрых самаритян. Такое массовое взаимодействие диких гренландских тюленей и людей в черте населенного пункта уникально для мировой практики.
Чем опасно для серок положение иждивенцев?
Смертью. Не стану отрицать: многие тюленята, осевшие вместо Баренцева в Белом море, погибают и без вмешательства "кандалакшского фактора". Однако проблема в том, что серки, достигнув берега, прекращают миграцию. Их шансы на выживание, которые еще сохраняются в Белом море, падают до нуля.
Основные причины гибели иждивенцев - голод и потеря осторожности. В мае, когда "тюленье шоу" только стартует, на заливе каждый час появляются 50-60 новых зрителей. Многие приносят рыбу, и серки-иждивенцы не испытывают проблем с едой. Однако уже в июне число посетителей падает в десятки раз. У школьников начинаются каникулы, семьи уезжают в отпуска, а прикормленные особи, успевшие привыкнуть к человеку, уже не могут добывать пищу самостоятельно.
В это время в прибрежные районы залива заходит беломорская сельдь. Тюлени мешают работать рыбакам - кидаются к снастям в уверенности, что им предлагают еду, распугивают рыбу. Десять лет назад, когда мы только начинали просветительскую работу среди жителей Кандалакши, рыбаки калечили или убивали таких серок на месте. Сейчас облавы на юных тюленей продолжаются, но уже по ночам. Помимо рассерженных рыбаков угроза тюленям исходит со стороны так называемых деклассированных элементов, которые видят в серках только дармовую еду.
Кроме того, потерявшие осторожность иждивенцы часто засыпают на берегу и становятся легкой добычей собак - как одичавших, так и беспризорных. Ситуация усугубляется тем, что часть горожан приходит в гости к тюленям со своими четвероногими питомцами. Домашние животные не приносят прямого ущерба тюленям, однако из-за регулярных контактов серки перестают воспринимать собак как хищников. По нашим подсчетам, от нападений собак гибнет почти треть кандалакшских тюленей-иждивенцев.
Вы упомянули о просветительской работе среди жителей Кандалакши. Кто занимается организацией просветительских мероприятий и в чем их суть?
Мы - группа экологов и энтузиастов - начали заниматься разъяснительной работой в конце 90-х годов. Проводили беседы с жителями, которые приходили к заливу кормить тюленей, устраивали лекции в школах. При поддержке иностранных экологических организаций удалось снять фильм, в котором была показана вся неоднозначность ситуации с "тюленьим шоу". Два года назад выпустили иллюстрированные буклеты с довольно жестокими фотографиями покалеченных тюленей, чтобы люди знали, к чему может привести их жалость.
Сейчас уже можно говорить о результатах. Практически все жители Кандалакши знают, что ни кормить, ни гладить, ни каким-то другим образом приручать диких гренландских тюленей, да и других животных нельзя. Другое дело, что есть небольшой процент граждан, которых не волнуют запреты и рекомендации, но с ними должны бороться уже не энтузиасты, а общественное мнение.
Мурманский порт Кандалакша - единственное в мире место, где местные жители могут пообщаться с дикими гренландскими тюленями в черте города.
Детеныши гренландского тюленя - полутора-двухмесячные серки - появляются у берегов Кандалакшского залива Белого моря в конце апреля. "Тюленье шоу" не оставляет равнодушными местных жителей, среди которых всегда находятся желающие покормить тюленей, погладить или "ласково" потрепать их за ласты. Такое регулярное вмешательство в дикую жизнь животных снискало Кандалакше печальную славу места, где серки погибают десятками не от проявлений жестокости, а от человеческой жалости и ласки
Об аномальных миграциях арктических животных и о том, почему человек ни в коем случае не должен кормить диких гренландских тюленей, "Российской газете" рассказал доктор биологических наук, главный научный сотрудник Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Юрий Краснов.