26.10.2011 23:55
    Поделиться

    ГИБДД: В Восточной Сибири зафиксирован всплеск ДТП со смертельным исходом

    Практически во всех регионах Восточной Сибири сотрудники ГИБДД перешли на усиленный режим несения службы.

    Причина - в последние месяцы зафиксирован резкий всплеск дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди.

    Красноярск

    Во всех районах краевого центра прошли рейды по выявлению пешеходов, которые нарушают правила перехода проезжей части, и водителей, не пропускающих людей на пешеходном переходе.

    Такие мероприятия регулярно проходили в городе и раньше, но дело обычно ограничивалось административным штрафом. Теперь же нарушителей приглашают в специальный автобус: там проштрафившимся пешеходам и водителям читают лекцию о правилах дорожного движения и показывают ролик о возможных последствиях нарушений ПДД.

    Столь радикальные меры вызваны тревожной тенденцией - октябрь принес всплеск ДТП со смертельным исходом. Только на прошлой неделе в авариях пострадали 19 человек, двое погибли. Всего же с начала года на дорогах Красноярского края произошло 60 смертельных ДТП. Для сравнения - за весь 2010 год их было 49.

    Причин тому, как говорят в городской ГИБДД, несколько. Одна из них - водители не могут порой заметить пешеходов из-за того, что улицы плохо освещены, а люди одеты в темную одежду.

    - Сейчас многие водители и пешеходы еще не перестроились на новые условия на дорогах - сумерки, встречные фары и мокрый асфальт. Заметить человека в темной одежде в сумерках очень сложно. Поэтому мы всегда советуем на одежду, в особенности детскую, нашивать светоотражающие полосы - это поможет водителю вовремя увидеть пешехода и не допустить ДТП, - прокомментировали сотрудники Красноярской госавтоинспекции.

    Еще одна причина - в городе появляется все больше машин. На сегодняшний день в Красноярске зарегистрировано более 400 тысяч автомобилей, а это значит, что средство передвижения есть практически у каждого второго жителя краевого центра. И с каждым днем количество авто увеличивается. Качество же управления транспортным средством зачастую оставляет желать лучшего.

    В связи с этим департамент городского хозяйства выделяет все больше ресурсов на выполнение программы "Безопасность дорожного движения". Один из ее пунктов - принципиально новые пешеходные переходы. В этом году на городских дорогах появилось

    55 красно-белых пешеходных "зебр". По мнению специалистов, белые полосы на красной "подложке" больше привлекает внимание водителей. Также в городе установили 17 новых "лежачих полицейских". Кроме того, в рамках программы в Красноярске появится четыре новых светофора на улицах Щорса, Водопьянова, Ястынской и Молокова - два последних установлены по просьбе жителей и исключительно для удобства пешеходов.

    Иркутск

    В Иркутской области разыскивают водителя, сбившего 10-летнюю девочку на пешеходном переходе и скрывшегося с места происшествия. В ГИБДД региона заявляют, что личность его будет установлена в ближайшее время. Однако в том, что лихач, бросивший раненого ребенка умирать на дороге, понесет заслуженное наказание, уверенности нет ни у кого.

    Запись видеокамеры наружного наблюдения, установленной на магазине, рядом с которым произошло ДТП, попала в Интернет. И уже в первых же комментариях - сомнения на этот счет: "Ну найдут его, и что? Дадут три года условно", - пишет nyura2002. "А если выяснится, что у него непростые родственнички, вообще сделают вид, что ничего не было, - добавляет dozor. - Шавенкову вон отпустили. Три года с отсрочкой на 14 лет - это что, наказание?" "У меня два года назад пьяный урод на мотоцикле насмерть сбил подругу. Тоже на пешеходном переходе. И ничей он не сынок - но дали год условно, - пишет parabola. - Такое вот нынче правосудие".

    Дискуссия, касающаяся наказания для водителей, по чьей вине погибли пешеходы, занимает на популярных региональных форумах по несколько страниц. Мнения разделились: кто-то считает, что существующее законодательство слишком гуманно, кто-то, напротив, уверен, что принцип "зуб за зуб" должен уйти в прошлое, кто-то говорит, что дело не в законах вовсе, а в судьях, которые выносят решения, в справедливости и объективности которых легко усомниться.

    В итоге - общество стремительно теряет доверие к судебной системе. Не соблюдается принцип неотвратимости наказания. По оценкам юристов, около 60 процентов уголовных дел по ДТП, в результате которых пострадали или погибли люди, завершается освобождением виновных от уголовной ответственности. Более того, такие дела часто не доводятся до суда, а прекращаются с формулировкой "в связи с деятельным раскаянием". Большая часть наказаний - условные, что формирует у людей чувство незащищенности, ощущение безнаказанности преступников. Как следствие - беспомощность судебной системы, нерешительность и нежелание решать столь спорную ситуацию обостряет и без того серьезную проблему - число ДТП с погибшими и покалеченными людьми растет.

    ...Сбитая девочка сейчас находится в Ивано-Матренинской больнице Иркутска. У нее многочисленные травмы и сотрясение мозга. Врачи оценивают ее состояние как тяжелое.

    Улан-Удэ

    В 2011 году в Бурятии растет количество погибших в автомобильных авариях. Хотя за девять месяцев этого года число ДТП в республике снизилось на 2,7 процента, но количество погибших на дорогах резко увеличилось - на 17 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом большинство ДТП со смертельным исходом происходят на дорогах сельских районов Бурятии.

    Сводки происшествий напоминают сводки военных потерь - например, только за один день 23 октября произошло шесть ДТП, одно со смертельным исходом. Самое страшное - увеличилось число погибших детей, за 2011 год на дорогах республики погибло 12 ребятишек. По статистике, виновниками автомобильных аварий, как правило, являются те, кто управляет транспортным средством.

    По словам заместителя начальника организационно-аналитического отдела УГИБДД МВД по Бурятии Виталия Куликова, основное количество ДТП со смертельным исходом связано с нарушением правил дорожного движения нетрезвыми водителями:

    - В основном ДТП со смертельным исходом происходят в праздничные и выходные дни, - рассказывает Виталий Куликов. - В данное время для профилактики ДТП применяются меры административного воздействия, то есть штрафы и лишение водительских прав, но для урегулирования ситуации этого недостаточно. Учитывая наш российский менталитет, нужны более жесткие меры, может, даже и на законодательном уровне, чтобы кардинально уменьшить число автомобильных аварий. Штрафы увеличиваются, лишение водительских прав ввели, а люди как ездили в пьяном виде, так и продолжают.

    Мнение

    Антон Фабричный, адвокат (Иркутск):

    - В законодательном поле пока есть только одна попытка что-то изменить - существует проект закона о запрете снятия ответственности, если потерпевшей стороне возмещен материальный и моральный ущерб. То есть примирение сторон будет невозможно, если пострадавший под колесами погиб. Законопроект поддержан в комитетах Государственной Думы РФ по безопасности и по конституционному законодательству и государственному строительству. Насколько это реальный шаг по пути к правовому решению проблемы, покажет время. Предполагается, что этот законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму уже нового состава.

    Сегодня условные сроки для водителей, покалечивших или погубивших ни в чем не повинных людей, понимаются частью общества как отсутствие наказания вообще. Ведь что такое год условно? Ничего! Я знаю, что многие считают - если бы за сбитого пешехода присуждали реальный срок, владельцы авто вели бы себя аккуратнее и осмотрительнее. В то же время официальную статистику судебных решений по подобным преступлениям трудно получить даже профессионалам. В юридические обзоры попадают отдельные дела, копать глубже система не дает - для этого требуются обоснования, например, написание кандидатской или докторской диссертации. У нас давно говорится о свободе доступа в судебной практике ко всем вынесенным судебным решениям. В системе арбитражных судов уже несколько лет можно ознакомиться с решением по любому делу: все они выложены в Интернете. В судах общей юрисдикции - пока только разговоры. Спрашивается, чего боится система? А боится она того, что станет очевидной субъективность судейства, уродливость практики применения закона, несовершенство законодательства, невысокая квалификация отдельных судей. Ведь решения по схожим обстоятельствам, где фиксируется одна и та же квалификация деяний, бывают абсолютно несхожи. Сами юристы сходятся во мнении, что суд подходит к назначению наказаний немотивированно различно.

    Вспомните, какое возмущение общественности вызвала отсрочка наказания для Анны Шавенковой. Перечень смягчающих обстоятельств, существенно влияющих на назначение наказания по части 3 статьи 64 УК РФ, под которую подпадают действия Шавенковой, не закрытый. Это беременность, наличие малолетних детей, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, направленное на возмещение материального или морального вреда. В части предоставления отсрочки отбывания наказания закон установил, что она предоставляется осужденной беременной женщине либо женщине, имеющей ребенка до

    14 лет (ст. 82 УК РФ). Однако применение этого основания для отсрочки оставляется законом на усмотрение судьи, который пользуется им выборочно. Например, дело, рассмотренное Пермским областным судом в ноябре 2010 года. Женщина за рулем нарушила правила дорожного движения, в результате аварии погибли два человека, один из них ее муж. Адвокат ходатайствовал о применении отсрочки, однако суд в этом отказал, несмотря на то что трехлетний ребенок в результате "правоприменительной практики" оказался круглым сиротой - папа погиб, мама - в колонии-поселении на три года.

    Поделиться