На экстренном саммите ЕС предложено реструктурировать долги Греции

Из-за финансового кризиса Европа все больше раскалывается на сторонников и противников интеграции. Вчерашний экстренный саммит Евросоюза в Брюсселе стал наглядным тому подтверждением.

"А что, у России такие же проблемы, как у нас?" - поинтересовался у корреспондента "РГ" на многолюдном митинге в Афинах на днях греческий профсоюзный вожак. Пришлось ответить честно: "Нет, мы ведь не входим в Евросоюз!". Мой собеседник призадумался: "Ну, значит, вам повезло". Это был удивительный момент. Греческий "левак" неожиданно для самого себя очутился по одну сторону баррикад со своими оппонентами.

Примерно тогда же часть британских консерваторов потребовала провести референдум о членстве туманного Альбиона в ЕС. На плакатах вышедших к парламенту демонстрантов был изображен Джон Буль. Образцово показательный англичанин в цилиндре и с "Юнион Джеком" стоял в боксерской стойке, требуя "защитить демократию". Евроинтеграции сейчас угрожают хуки и справа, и слева. Да и простые обыватели напуганы кризисом.

Развести проблемы ЕС и еврозоны невозможно, хотя журналисты и любят говорить о "Европе двух скоростей". Государства, не перешедшие на единую валюту, тоже озабочены финансовыми проблемами Старого континента. Поначалу планировалось, что в Брюсселе на этот раз соберутся только лидеры стран зоны евро. Однако под нажимом Британии, не желавшей, чтобы такие важные вопросы решались в узком кругу, решили созвать и общий саммит ЕС. Нынешнюю встречу вполне можно охарактеризовать классическим - "те же и там же". Долгосрочный пакет антикризисных мер, окрещенный "планом спасения Европы" обсуждается уже не первый месяц. Лидеры 27 стран ЕС и 17 государств еврозоны последовали совету чаще встречаться: в последний раз они виделись всего несколько дней назад, в воскресенье.

Повестку дня председатель Евросовета Херман ван Ромпей изложил в виде нескольких пунктов, среди которых, в частности, ускорение структурных реформ, надежное решение вопроса греческого долга, увеличение ресурсов Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), стабилизация банков и улучшение экономического управления. Все эти задачи крепко-накрепко увязаны между собой. А суть их проста, как три евроцента: всем без исключения странам нужно научиться жить по средствам. Впрочем, это очевидное предписание выполнить не так-то просто. Взять хотя бы требование добиться неукоснительного соблюдения установленного лимита бюджетного дефицита - три процента ВВП. Придется ужаться и покуситься на святое - немаленькие социальные программы, а также пенсии. Что, конечно, многим гражданам придется отнюдь не по вкусу.

Европейские чиновники и финансисты ходят сейчас, что называется, по тонкому льду. Любое неосторожное движение может обернуться тяжелейшими последствиями. Неудивительно, что о подробностях "плана спасения Европы" продолжали договариваться до самого последнего момента. И - в тайне. Зато мировые СМИ периодически преподносили со ссылкой на информированные источники новости о том, как готовятся документы. А также, конечно, и самое интересное: чего в них пока еще не хватает. В настоящий триллер превратилось обсуждение позиций по долговому бремени Греции. Предложения о его реструктуризации встревожили частных кредиторов и балансировали едва ли не на грани технического дефолта. А итальянский премьер Сильвио Берлускони отправился в Брюссель, едва-едва успев согласовать вопросы пенсионной реформы в стране и спасти тем самым свое правительство.

Ожесточенные споры велись о проблемах укрепления европейских банков и ресурсов ЕФФС. Эти вопросы нужно было уладить в срочном порядке в последнее мгновение. Либо изыскать возможность каким-то оборазом отложить их решение на потом. В любом случае решения вчерашнего саммита окажутся неполноценными. 3 ноября во Франции пройдет еще один саммит. На этот раз "большой двадцатки". Но уж если и после него не будет согласован реальный план вывода мировой экономики из смертельного пике, тогда кризис 2008 года может оказаться лишь легкой разминкой.