В бывшем СССР успешно развивается межгосударственно-частное партнерство

В нынешнем году все большее распространение получает межгосударственно-частное партнерство (МГЧП) в экономических связях между странами бывшего СССР. Это обусловлено в первую очередь более активным взаимодействием госструктур и бизнеса в подготовке и реализации как двух-, так и многосторонних проектов.

Например, государственные организации заключают контракты с компаниями - поставщиками сырья или готовой продукции из другой страны Содружества на основе как межгосударственного баланса взаимопоставок, так и объемов экспорта-импорта, предлагаемого производителями. Другая распространенная форма МГЧП - создание совместных предприятий, на продукцию которых имеется или растет повышенный спрос в странах-партнерах. В ассортименте же этой продукции, например, мясопродукты и электроэнергия.

Так, в начале сентября делегации Новгородской области и Республики Беларусь договорились о создании в 2011-2013 гг. в Новгородчине крупного СП по производству высококачественной говядины, которое будет работать на спрос Белоруссии и всего Северо-Запада РФ. Разъясняя детали этого проекта, замгубернатора Новгородской области Александр Филиппов отметил: "Нам интересен белорусский опыт (по росту продуктивности мясного скота и уменьшению его восприимчивости к неблагоприятным внешним условиям. Прим. ред.). Также мы заинтересованы в завозе молодняка крупного рогатого скота из Беларуси. Кроме того, нам интересны, в рамках этого проекта, и белорусские капиталовложения. В настоящее время в области есть большие площади неиспользованных сельхозугодий, которые могут быть востребованы для производства качественного мяса говядины".

В перспективе планируется создание российско-белорусских СП в той же области по производству и ремонту сельхозтехники, а также современного оборудования для жилищно-коммунального хозяйства.

По экспертным прогнозам, дальнейшее развитие МГЧП между Беларусью и РФ в мясном животноводстве Северо-Запада России, с учетом географической близости Беларуси и этого региона, может потребовать составления ежегодных балансов производства-потребления не только по крупному рогатому скоту, но и по мясу говядины между данным регионом и Беларусью. Эти показатели станут дополнением ежегодных межгосударственных российско-белорусских балансов взаимопоставок сельхозсырья, его полуфабрикатов и готовой продукции.

Развивается МГЧП и на южном "фланге" бывшего СССР - между Россией и Грузией. В частности, на межгосударственных соглашениях, конкретизированных контрактами между профильными компаниями, Россия стала крупнейшим потребителем грузинской электроэнергии (см. диаграмму), поставляемую в основном в Краснодарский край. Одновременно и из РФ поставляется электричество в Грузию (11 млн кВт/ч. в 2010-м), а из Грузии - в Южную Осетию. Эти взаимопоставки позволяют устранять или по крайней мере сглаживать региональные диспропорции в производстве и сбыте электроэнергии в рамках объединенной энергосистемы всего Кавказского региона.

По данным британского журнала "Экономист", российские компании до сих пор вкладывают инвестиции в грузинскую экономику, например, в сферу энергетики. А по оценкам исследования International Crisis Group N 65 (Тбилиси - Москва - Стамбул - Брюссель, август 2011 г.), "российский бизнес увеличивает свои прямые вложения в Грузии, направляя их в энергетический, финансовый секторы, химическую, горнодобывающую, пищевую отрасли и в телекоммуникации. Их общий объем достиг $51 млн - почти 10% всех прямых иностранных инвестиций. Это более чем пятикратный рост с 2009 г. ($10 млн)".

Отмечено также, что "в марте 2011 г. министерства энергетики России и Грузии подписали Меморандум о взаимопонимании и мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы РФ и энергетической системы Грузии, а спустя три недели соответствующий договор подписали энергокомпании этих стран. До 65% электроэнергии Грузии ныне вырабатывается на гидроэлектростанциях, и она теперь является экспортером электроэнергии и в Россию".

Разъясняя совместные проекты грузинских энергетических компаний и российского ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", министр энергетики Грузии Александр Хетагури отметил, что российский партнер будет инвестировать в строительство трех новых крупных ГЭС в Грузии: "Речь идет о Храми-3, 4, 5 совокупной мощностью 100 МВт. Инвестиции составят $193 млн. Партнер взял обязательство сдать в эксплуатацию эти ГЭС в 2016 году".

Кроме того, все причерноморские страны участвуют в общерегиональном проекте "Черноморское электроэнергетическое кольцо". Такая идея в общих чертах была предложена в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) еще в конце 1990-х годов. А проектную идею электроэнергетического общерегионального "кольца" весной 2009 года выдвинула Грузия, располагающая самыми крупными на юге экс-СССР гидроэнергетическими ресурсами и мощностями. Первой ее поддержала Турция, а затем - все другие страны - члены ОЧЭС, включая Россию. Ресурсная база такого проекта - колоссальные гидроэнергетические и нефтегазовые ресурсы всего региона ОЧЭС.

По мнению председателя парламента Армении Овика Абрамяна, "у Армении, России, Грузии и Ирана имеется положительный опыт в области интеграции энергетических систем. Эффективное сотрудничество в секторе энергетики на базе современных технологий, в том числе по энергосбережению, обеспечит надежные и недорогие поставки энергии в регионы ОЧЭС. Это будет способствовать переходу к завершающему этапу создания Черноморского электроэнергетического кольца". Как полагает Овик Абрамян, "достижение национальной энергобезопасности требует совместных действий всех участников энергетического рынка этого региона".