31.10.2011 23:07
    Рубрика:

    Кшиштоф Занусси поставил премьеру в пермском театре "У моста"

    Знаменитый польский режиссер поставил спектакль "Запах" в пермском театре

    Знаменитый польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси представил в пермском авторском театре "У моста" спектакль по современной итальянской пьесе - про человека, который смог "унюхать" новую жизнь.

    Польского режиссера ждали в Перми больше двух лет: Кшиштоф Занусси сначала собирался поставить в театре "У моста" пьесу Гарольда Пинтера "Предательство", но не нашел для нее типажей в небольшой труппе авторского театра, и заменил современной пьесой "Запах" итальянского автора Рокко Фамиляри.

    Занусси нечасто ставит спектакли в России и в этих нечастых случаях предпочитает работать по "европейской системе": он приглашает русских артистов на репетиции к себе домой, на виллу под Варшавой. Точно так же польский кинорежиссер готовил "Запах" для пермского театра - только последние десять дней пан Кшиштоф репетировал с артистами на сцене "У моста".

    Эскизы декораций к пермскому спектаклю польский режиссер сделал сам, правда, приехав в Пермь, Занусси заметил неточности в исполнении задуманных декораций и попросил их переделать. К своему изумлению, на следующее утро его требование уже было удовлетворено.

    - Когда я узнал, что в этом пермском театре директор Сергей Федотов ночью! сам! - красит декорации, я понял, что это настоящий театр, как у Мольера - у него в театре тоже директор красил декорации! - смеется пан Кшиштоф.

    Для пермского театра постановка спектакля именитым режиссером стала скорее имиджевым проектом, чем творческим прорывом, какого можно было бы ожидать от премьеры с грифом "Занусси". Итальянская пьеса "Запах" показалась режиссеру подходящей авторскому театру "У моста" тем, что для ее исполнения требуется всего три актера, а также "свежестью сюжета".

    - Сейчас время подъема гордыни человеческой, - объясняет Занусси. - Человеку кажется, что он все умеет, все может. Но тот, кому кажется, что у человека нет ограничений, - ошибается. Человеку нельзя играть роль Бога, нельзя манипулировать другими людьми.

    В Бога играет главный герой пьесы Антони, отсиживающий в тюрьме четыре пожизненных срока. Но даже в камере его преследует запах женщины, которую он оставил на свободе. Герой играет со своим сокамерником (которого начали отпускать на волю для работы в кооперативе для заключенных) и со своей женщиной, как с куклами-марионетками - он приказывает им начать интимные отношения и контролирует их с маниакальной дотошностью.

    "Нюхательная трагедия" развернется, когда Антони почувствует, как изменился запах его далекой возлюбленной: она неожиданно забеременеет от его сокамерника, чего великий манипулятор никак не мог предположить. После чего ему придется признать поражение и совершить самоубийство. Смены планов "тюремная камера" - "квартира женщины" перемежаются, очень напоминая метод параллельного монтажа, - пожалуй, это единственное, что выдает в постановке знаменитого кинематографиста.

    "Запах" представили публике как мировую премьеру. Во всяком случае, в нашей стране имя этого итальянского драматурга точно прозвучало впервые. Сам Занусси, по его словам, уже дважды ставил спектакли по произведениям Рокко Фамиляри, но для Перми он выбрал новую пьесу.

    - Я познакомился с этим автором 20 лет назад, - рассказывает Кшиштоф Занусси. - Один из спектаклей по его пьесе, который я поставил в Венеции, а затем в Риме в конце 1990-х годов, стал очень известным. Все говорили, что в этой пьесе автор показал то, что еще только будет, - он предсказал Берлускони!