В течение двух с половиной часов волгоградские старшеклассники вершили правосудие.
На скамье подсудимых перед школьниками присяжными сидел молодой человек, угнавший ради любимой... теплоход. И хотя преступник, которого судили школьники, был условным, а приговор так и не вступит в законную силу, полученный за эти часы опыт, по собственному признанию старшеклассников, ни с чем не сравним.
Необычный эксперимент, названный "Уроком правосудия", организовали Волгоградский областной суд и общественный комитет "За открытость правосудия". Цель проекта проста: приобщить детей к правовой культуре, повысить их грамотность и позволить посмотреть на судебное разбирательство, что называется, изнутри.
Параллельно организаторы ставили перед собой еще одну задачу: дать возможность студентам, которые в этом эксперименте выполняли роли адвокатов и прокурора, приобрести основные навыки ведения судебных дел. Будущие юристы должны были самостоятельно разработать линию обвинения и защиты, подобрать свидетелей (в роли которых также выступили студенты юрфака) и аргументированно представить все это судье.
Сам необычный урок состоялся в обстановке, максимально приближенной к действительности. Реальным было не только здание суда, где собрали школьников, но и судебные приставы, следившие за порядком, и даже председательствующий. На этом разбирательстве им выступил судья облсуда Сергей Гордейчик. Помогали ему выносить решение две студентки, прошедшие перед этим специальную стажировку.
На суд старшеклассников вынесли отнюдь не простое дело. По сценарию влюбленный молодой человек, не отличающийся особыми талантами, робкий и мечтательный, угоняет теплоход, чтобы покорить свою возлюбленную, которая не обращает на него внимания. Таким решительным поступком он хочет доказать ей, что тоже чего-то стоит. Вместе с ним на судне оказываются сама возлюбленная и друзья парня.
Почти два часа обе стороны пытались убедить присяжных в полярных позициях. Адвокат апеллировал к тому, что цель, ради которой молодой человек решился на этот поступок, была столь благая, что заслуживает снисхождения. Прокурор же акцентировал внимание присяжных на том, что преступление есть преступление и никаких поблажек тут быть не может. Студенты-старшекурсники были очень красноречивы и убедительны.
А потому решение старшеклассникам далось непросто. После жарких дебатов присяжные, кстати, по большей части мальчишки, все-таки признали подсудимого виновным. Наказание, назначенное судьями за это преступление, - семь лет лишения свободы. Но любовь все-таки смягчила этот суровый приговор: условный преступник в этот раз и срок получил условный.
Выходя из зала суда, присяжные ученики оживленно делились впечатлениями. По словам одного из них, никогда ничего подобного в жизни он еще не испытывал. Второй подхватывал, что, действительно "сложно и необычно вершить судьбу человека". А один из школьников заметил, что, несмотря на огромную ответственность, которая ложится на присяжных, этот институт - идеальная форма правосудия.