Треть автопарка Челябинской области переведут на газ

Действие соглашения, подписанного министром строительства и дорожного хозяйства Челябинской области Виктором Тупикиным и гендиректором газовой компании из Екатеринбурга Давидом Гайдтом, распространяется на весь пассажирский автотранспорт и коммунальную технику региона.

30 процентов автопарка перейдет на новое горючее к 2020 году. Сроки могли быть и короче, но в качестве моторного топлива выбрана не пропан-бутановая смесь, на которой и без того ездит значительная часть пассажирского и грузового транспорта на Южном Урале, а значительно менее распространенный метан. Причины просты: цена природного газа непрерывно растет, к тому же пропан - ценное сырье для химической промышленности. Метан же сегодня в России практически не востребован. Да и выбросы в атмосферу двигателей, работающих на метане, соответствуют европейским экологическим нормам. Именно на это обстоятельство, немаловажное для больших городов, делают упор газовики.

Для потребителей же главное преимущество - цена. Напомним, что по постановлению правительства РФ от 15 января 1993 года "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом" газ стоит не дороже 50 процентов от цены самого дешевого бензина  АИ-80. Литр 92-го стоит сегодня на Южном Урале в среднем 26 рублей, кубометр пропановой смеси - 17, а метана - 9 рублей. Известно, что кубометр природного газа замещает литр бензина или 0,87 литра дизельного топлива. Таким образом, в результате использования метана затраты на транспорт существенно снижаются.

Возникает вопрос: почему при таких выгодах автомобилисты до сих пор массово не перешли на газ? Дело не только в отсутствии инфраструктуры, но и в существенной дороговизне газового оборудования и его обслуживания. Расходы по массовому переоборудованию техники отдельно взятого автопредприятия выливаются в копеечку. Добавим к этому траты на регулярное прохождение поверок оборудования и обучение специалистов. Не все готовы пойти на такие траты одномоментно ради перспективы за десять лет сэкономить на эксплуатации каждого метанового "КамАЗа"-мусоровоза сумму на приобретение новой машины.

Для стимулирования муниципальных и частных предприятий министр Виктор Тупикин предложил распространить на них льготы, схожие с теми, которые используются в регионе для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ. Грубо говоря, для выбравших  газомоторное топливо предприятий тарифы на перевозку будут утверждать из того же расчета, что и раньше, когда они использовали бензин или солярку - до тех пор, пока вложения в "экологически выгодное" оборудование не окупятся. Впрочем, детали механизма, который власти намерены создать на законодательном уровне, пока неизвестны.

В свою очередь, газовики по­обещали на собственные средства оборудовать в Челябинской области метановые заправочные пункты. В том числе, при необходимости, передвижные - для крупных АТП. Отметим, сегодня даже в Челябинске работают лишь четыре метановые заправки, и это не слишком способствует популярности столь привлекательного  во всех остальных отношениях топлива.