Сергей Баженов, заместитель директора Института экономики УрО РАН
В жилищно-коммунальной сфере России сегодня обращается порядка трех триллионов рублей. 96 процентов населения исправно оплачивает коммунальные услуги, однако значительная часть этих средств до конечных получателей - поставщиков ТЭР - доходит не вовремя либо попросту исчезает. Почему?
Официально подтверждено, что в отрасли царят коррупция и воровство, во многих регионах и муниципалитетах коммуналка оказалась в руках мошенников. По информации Росфинмониторинга, объем сомнительных операций в сфере ЖКХ России сейчас составляет примерно 10 миллиардов рублей в квартал. Действенный контроль, как правило, отсутствует. Ответственность размыта. Кризис в жилищно-коммунальном комплексе страны продолжается, грозя превратиться в неуправляемый процесс.
Концепция реформирования ЖКХ, разработанная и принятая к реализации еще в 1990-х, определяла лишь общие направления, не учитывая региональные факторы, а также характерные отраслевые особенности. Большинство целей реформы остались практически нереализованными. В частности, в сфере эксплуатации жилья так и не получила должного развития конкуренция, не был создан механизм, побуждающий производителей услуг к снижению издержек и тарифов, поддержанию необходимых стандартов качества. По-прежнему мал объем инвестиций, отсутствует мотивация граждан к участию в управлении жилфондом.
Необходимость ускорения интеграции ЖКХ в рыночное пространство требует, на мой взгляд, применения кластерных инициатив. Эффективность такого подхода определяется тем, что с помощью кластеров преодолевается узкоотраслевое видение проблем.
В реформировании жилищно-коммунального хозяйства кластеры, прежде всего, помогут консолидировать имеющийся в регионе научно-технический, образовательный и ресурсный потенциал, что позволит повысить уровень менеджмента, улучшить кадровое обеспечение, создать конкурентную среду и стимулировать инновационную деятельность.
Но кластеры - это не механическое соединение жилфонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а система, направленная одновременно и на качественное удовлетворение потребностей населения, и на развитие саморегулируемых структур.
Учитывая, что формирование жилищно-социального кластера призвано обеспечить интеграцию социально-экономических интересов, этому может способствовать проведение на рынке услуг единой ценовой и тарифной политики, расширение объема и повышение качества производства, усиление предпринимательской и социальной ответственности, укрепление финансовой дисциплины, внедрение инновационных технологий, создание условий для привлечения инвестиций, получение агломерационных эффектов.
В целом формирование таких кластеров способно обеспечить решение целого ряда стратегических задач, остановить деградацию ЖКХ, которое перестанет быть дотационной отраслью.