26.10.2011 23:20
    Поделиться

    Ректор БРУ Игорь Сазонов: Техническое образование не соответствует международным стандартам

    Ректор Белорусско-Российского университета Игорь Сазонов убежден, что альтернативы единому образовательному пространству нет

    Белорусско-Российский университет - вуз уникальный. Финансируется из бюджетов двух стран. А студенты получают образование на выбор - по образовательным стандартам Беларуси или России. Можно сказать, что БРУ не просто высшее учебное заведение, в традиционном понимании этого слова. Университет - активный участник процесса интеграции высших школ Беларуси и России. Своего рода полигон, где обобщаются и внедряются самые передовые методики преподавания, разработанные в последние годы учеными Союзного государства.

    Если вспомнить новейшую историю БРУ, то его создание проходило не так уж гладко. Еще в 2000 году правительство Российской Федерации одобрило проект межправительственного соглашения об учреждении и деятельности Белорусско-Российского университета. В январе 2001 года в Могилеве прошло заседание совместной коллегии министерств образования Беларуси и России, на котором было принято решение открыть БРУ. Казалось, пройдет совсем немного времени, и в Могилеве появится вуз нового типа. Но лишь в 2003-м, после соблюдения всех формальностей, российское и белорусское министерства образования издали приказы о создании вуза, был зарегистрирован устав университета, и он обрел юридический статус. Таким образом, БРУ стал первым шагом на пути к созданию единого образовательного пространства Беларуси и России. Оправдал ли университет ожидания? Это первый вопрос, который задал корреспондент "СОЮЗа" в беседе с ректором БРУ Игорем Сазоновым.

    - Я бы сказал, даже превзошел. Благодаря сотрудничеству с Россией мы развиваемся очень динамично. Для этого есть уникальная возможность - формировать учебную программу из лучшего, что есть в высших школах двух стран. Одними из первых среди вузов страны мы сертифицировали систему менеджмента качества. По специальностям, которые готовим по российским стандартам, перешли на двухуровневую систему: будем выпускать бакалавров и магистров.

    Взаимодействие с различными организациями России помогает совершенствовать учебный процесс. Как это происходит? Есть, например, в Йошкар-Оле независимый центр, который помогает проводить оценку уровня преподавания. Выбираем какой-то предмет, скажем, математику. Нам назначают конкретный день. В класс дистанционного обучения, приобретенный, кстати, за счет российских средств, приводим группу. Студенты в течение определенного времени отвечают на подготовленные российскими специалистами вопросы. Потом мы получаем отчет, из которого видно, что один раздел группа усвоила отлично, второй не очень хорошо. А по каким-то разделам программы вообще "плавает". Результаты тестирования передаем на кафедры. После чего корректируется преподавание по отдельным темам.

    Мы открываем специальности, по которым не ведется обучение в Беларуси. Например, "Электрооборудование автомобилей и тракторов". То, что БРУ в этом отношении "монополист", позволяет выпускникам университета маневрировать на рынке труда и Беларуси, и России - выбирать для трудоустройства лучшие рабочие места. Сейчас собираемся начать подготовку специалистов по IT-технологиям. Опять-таки по российским стандартам.

    - Каков рейтинг университета?

    - По оценке международной организации Rankihg Web of World Universities, среди белорусских технических вузов мы на первом месте. В 2008-м проходили аттестацию на статус университета в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. В том же году оценивалась работа 336 российских вузов. Мы оказались в первой тридцатке.

    - А с какими проблемами приходится сталкиваться?

    - Их еще немало - самых разных. В первую очередь, образование сейчас не в полной мере отвечает требованиям, выдвигаемым промышленностью. И на 100 процентов не соответствует международным стандартам. Рынок сегодня получает много инженеров. Но они не готовы конкурировать с коллегами из развитых стран, в которых существуют национальные двухуровневые системы гарантии качества высшего образования инженеров. Первая ступень - аттестация программ, преподающихся в университетах. Вторая - сертификация инженеров и регистрация их в международном регистре. Когда специалист из Австрии, к примеру, приезжает в США устраиваться на работу, то наниматель первым делом интересуется квалификацией желающего заполнить вакансию. Мы к этому придем: жизнь заставит. Когда проводятся международные тендеры, покупатель продукции первым делом интересуется уровнем подготовки персонала предприятия, с которым собирается заключить контракт. В России это поняли. И внедряют систему международной сертификации инженеров.

    Очень мало отечественных учебников, соответствующих современному состоянию науки и техники. А в России между тем очень жесткие требования. При аттестации и аккредитации вузы должны иметь учебные пособия по специальным дисциплинам, написанные не более 5 лет назад. Приходится покупать в России. Дорого, конечно. Но нет худа без добра: мы в курсе всех последних наработок и веяний.

    Промышленность сейчас бурно развивается. Меняются оборудование, технологии. За всем этим надо следить. Пытаемся создавать филиалы кафедр на предприятиях. Говорим производственникам, что с помощью науки готовы решать их проблемы. Но идет этот процесс очень туго: руководители заводов не готовы к новациям. Либо - что также не исключаю - они им попросту не нужны.

    - Что основное в сотрудничестве с российскими вузами?

    - С каждым работаем по-разному. Вместе с МГТУ им. Баумана выполняем научные работы. Сотрудники этого вуза являются членами докторского совета, работающего на нашей базе. Вместе с Высшей школой экономики проводим олимпиады для могилевских школьников. Их профессура приезжает к нам читать лекции. Это лишь несколько примеров из множества.

    - Не возникало желания как-то объединить вузы, чтобы они воспользовались опытом БРУ и тоже вошли в союзное образовательное пространство?

    - Мы это сделали. В 2004 году совместно с Брянским техническим университетом организовали ассоциацию высших учебных заведений приграничных областей Беларуси и России. Издаем "Вестник славянских вузов". Проводим конференции - то в одной стране, то в другой. Но, к сожалению, немногие ректоры откликаются на подобного рода инициативы.

    - Почему?

    - Не заглядывают в послезавтрашний день и не думают, как будут развиваться. Да и что-то новое начинать многие просто опасаются. Тем более могут возникнуть чисто технические сложности. Как у нас, к примеру. БРУ финансируется из двух бюджетов - соответственно, подчиняемся законодательствам двух стран. На бухгалтерию двойная нагрузка ложится.

    - Так, может, проще было бы работать в "автономном" режиме?

    - Если бы мы не стали союзным университетом, остались бы обычным, пусть и крепким, вузом. Варились бы в собственном соку. А так получили возможность внедрять последние новинки. Да и вперед надо смотреть. Россия - это огромный рынок. В том числе и рынок труда для наших выпускников. Оттуда мы можем получать заказы на разработки, зарабатывая тем самым деньги. Наконец, российская высшая школа очень сильна. Потому, я убежден, альтернативы гармонизации высших школ Беларуси и России нет и быть не может.

     

    Поделиться