В ближайшие два-три года Россию ждет бум так называемой внемагазинной, удаленной торговли, которую надо привести в "чувство". Она слишком "непрозрачна", уходит в "серые" и "черные" схемы, а проигрывают потребители и государство. К такому выводу пришли вчера участники первого экспертного совета минпромторга, изучавшие рынок дистанционной торговли в России под председательством замминистра промышленности и торговли Владимира Саламатова.
Между тем, по словам профессора Высшей школы экономики Ольги Третьяк, представившей вчера масштабное исследование об особенностях развития внемагазинных форм торговли - на дому (homeshopping), через автоматы (vending) и интернет-магазины, почтовые каталоги, прямые продажи, этот рынок, растущий в России гигантскими темпами, весьма прогрессивен и за ним - будущее. Наибольшая доля приходится на интернет-торговлю (49%), второе и третье места делят прямые продажи и торговля по почте (по 24%) и, наконец, замыкает список торговля через автоматы (3%).
По данным ВШЭ, за пять лет объем рынка достигнет 793 миллиардов рублей, то есть увеличится вдвое. Но это исходя из официальных продаж. По мнению экспертов, в нелегальном обороте находится значительно больше денег. "Главное - повысить его безопасность и максимально удовлетворить потребности населения. А также понять, нужно ли государству делать на формы внемагазинной торговли ставку", - заметил Владимир Саламатов.
Впрочем, сам факт, что инициаторами первого заседания на площадке ТПП выступили практически все бизнес-ассоциации и сообщества, которые сегодня действуют на рынке, говорил о том, что они этот рынок не отдадут. А от государства ждут поддержки по регулированию.
Практически все руководители шести крупнейших бизнес-сообществ говорили о том, почему этот рынок сегодня находится большей частью "в тени" и что необходимо сделать для того, чтобы он оттуда вышел.
Глава Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук, к примеру, сходу предложил радикальную меру - ввести мораторий на оплату в интернет-магазинах покупок за наличный расчет или обязать через закон о защите прав потребителей интернет-торговцев вести прием безналичных платежей, принимать к оплате карты. Сейчас, по его мнению, в этом секторе творится полный беспредел. "Продавая товары без магазинной наценки в Сети, мелкие интернет-продавцы еще и имеют кеш, которым затем торгуют, имея 7-8 процентов прибыли", - говорит Онищук. Оборот неучтенной наличности и уход от налогов создает неконкурентные преимущества для таких "серых" торговцев и непреодолимые препятствия для возникновения в Сети прозрачного рынка. "Эти уродливые формы наличной оплаты будет трудно ломать, если они укоренятся", - заявил он. Нарушает это и права покупателей, которым категорически отказывается в приеме банковских карт. "В Европе интернет-магазины за наличные не торгуют", - привел еще один аргумент Онищук.
Кроме того, сказал он, жалобы клиентов на обман со стороны интернет-торговцев растут. Людям привозят и продают контрафактные товары без гарантии, половина изделий мелкой бытовой электронной техники реализуется с нарушениями, сказал Онищук, пояснив, что делается это для того, чтобы получить главное конкурентное, но в данном случае недобросовестное преимущество - лучшую по сравнению с магазинами цену товара. По его мнению, жалобы потребителей - это хорошо. Но еще лучше было бы, если бы на них реагировал Роспотребнадзор и принимал меры. "Не было еще ни одного случая закрытия интернет-магазина, который обманул потребителя", - заключил Онищук.
В свою очередь его коллега, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов заметил, что незаконной торговле способствуют ограничения на продажу алкоголя, лекарств, продуктов питания.
"Несмотря на запреты, доля таких товаров в Интернете растет. Есть лазейки, уловки, чтобы обходить законы", - констатировал Иванов. По его словам, от запрета на продажу лекарств через Интернет в первую очередь страдают инвалиды, пожилые люди, которым трудно выходить из дома. То же самое с запретом на продукты питания. Штрафы от 10 до 20 тысяч рублей, которые может взыскать в данном случае Роспотребнадзор, просто смешны по сравнению с той прибылью, которую получают интернетчики по доставке алкоголя. Для тех кто хочет продавать запрещенные для дистанционных видов торговли товары, Иванов предложил ввести лицензирование. "Мы расширим перечень ограниченных для дистанционной торговли товаров и попытаемся сделать рынок "белым" и управляемым", - сказал он, пояснив, что для ведущих участников рынка, заинтересованных в повышении прозрачности индустрии, актуальность механизмов регулирования в этих условиях крайне актуальна.
По его словам, доставлять товары потребителям наложенным платежом - сейчас исключительная прерогатива почтовиков. Не дает "раздышаться" дистанционной почтовой торговле и новый закон о персональных данных. И если не будут приняты отраслевые стандарты, позволяющие компаниям особым образом вписываться в этот закон, то этот популярный вид торговли захиреет.
"Сегодня Роскомнадзор, опираясь на этот закон, в любой момент может признать незаконными действия любой дистанционной компании, которая обрабатывает базы персональных данных клиентов", - заключил Иванов. А востребованность этого сегмента рынка гражданами огромна. В 2010 году объем рынка почтовой торговли составил 2,2 миллиарда евро. Из них 2 миллиарда евро пришлось на каталожные компании и 0,2 миллиарда евро - на телемагазины. В 2011 году цифры лишь увеличились. При этом посылочная торговля считается свободной от "серых схем" благодаря эффективному контролю со стороны ключевых участников сектора.
Как вчера сказал, подводя итоги дискуссии, замминистра промышленности и торговли Владимир Саламатов , пока у него больше вопросов , чем ответов. Поэтому решено создать рабочую группу, которая обобщит и представит в министерство все инициативы, за которыми последуют практические шаги.