27.10.2011 23:40
    Поделиться

    ФАС намерена разобраться с госимуществом

    Все вопросы, связанные с оборотом госимущества, будут регулироваться Федеральной антимонопольной службой. Это означает, пояснил глава ФАС Игорь Артемьев, что она получит право не только рассматривать в семидневный срок все жалобы, касающиеся нарушений во время торгов, но и сможет аннулировать их результаты.

    Но произойдет это только в том случае, уточнил Артемьев, если 1 ноября на итоговом совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова будут поддержаны поправки в законодательство. А потом, естественно, приняты Госдумой и вступят в силу. По словам главы ФАС, в рамках "третьего антимонопольного пакета" правительство готовит беспрецедентную поправку "об ускоренном порядке административного обжалования процедуры торгов, проведение которых является обязательным.

    А с 1 января 2012 года информация о торгах на предоставление земельных и лесных участков, недр, а также на право охотохозяйственных соглашений, будет размещаться на едином общероссийском сайте torgi.gov.ru.

    Об этом Артемьев тоже сообщил вчера участникам ежегодной конференции "Антимонопольная политика на современном этапе". И добавил: "В перспективе наша мечта - размещать на едином сайте также данные о продаже всего конфиската, вещдоков, объектов приватизации".

    По словам Артемьева, ключевыми вопросами для ФАС будет то, насколько государство эффективно распоряжается своим имуществом, не устраняются ли искусственно компании с торгов. "Если сегодня мы не видим, где и как реализуется таможенный конфискат, дачи, квартиры, то это означает, что в этой сфере царит полное раздолье для тех, кто это хочет видеть", - пояснил Артемьев. И добавил, что перемены не за горами.

    И тут же привел в пример завершившееся недавно скандальное "дело Мослесхоза", когда на закрытом, по сути, аукционе "отдельные граждане сильные мира сего" получили в аренду почти 1000 гектаров леса в районе Рублевского шоссе по цене менее 700 рублей за сотку при рыночной стоимости в 10-15 тысяч долларов. "Сегодня по решению Президиума Высшего арбитражного суда эти знаменитые люди остались без участков. И так будет дальше", - пообещал Артемьев.

    С одной стороны, сказал он, в России складываются жесткие антимонопольная политика, а с другой - число нарушений со стороны самих властных структур растет (плюс 53 процента в 2011 году). "Мышление многих начальников носит советский характер, за которым стоит и предоставление необоснованных преференций, заключение антиконкурентных соглашений с компаниями, создание барьеров для бизнеса", - уточнил глава ФАС. И таким чиновникам легкой жизни Артемьев не пожелал. Он сообщил, что в судах уже есть несколько прецедентов по их дисквалификации. И ФАС продолжит такую практику.

    В целом, анализируя антимонопольное регулирование в России и его перспективы, глава ФАС постарался доказать скептикам, что сегодня его ведомство "не только лает, но уже умеет кусаться". В руках ведомства появились "большие штрафы в сотни миллионов долларов" и равнодушных к ним нет, что приводит и будет приводить к радикальным изменениям в разных отраслях экономики.

    Только нефтяные компании, по данным ФАС, уже оплатили штрафы за нарушение антимонопольного законодательства на 15 миллиардов рублей. И в конечном итоге пришли к тому, чего так не хотели делать - к установлению справедливого ценообразования на нефтепродукты. "15 лет российский рынок получал их на 20 процентов дороже, чем за рубежом. Сейчас это уже не так. А когда в России заработает полноценная нефтяная биржа и вдобавок нефтяные компании будут обязаны регистрировать все внебиржевые контракты. И уже в этом треугольники будут складываться оптовые цены на нефтепродукты, порядка в ценах будет еще больше", - подчеркнул Игорь Артемьев.

    Аналогичный порядок, сопровождаемый жесткими решениями, антимонопольщики продолжат наводить и на других рынках - металлургическом, в розничной торговле, в сфере естественных монополий. Сейчас, сказал Артемьев, ведомство планирует предпринять ряд жестких шагов в отношении услуг электросвязи, почты, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей.

    Поделиться