До конца года в Иране заработает "виртуальное посольство" США.
Во всяком случае такое обещание дала лично американский госсекретарь Хиллари Клинтон. По ее словам, это будет попытка прорвать "электронный занавес", который ставят перед своими гражданами власти Исламской Республики. Американцы полны решимости дать иранцам возможность преодолеть ограничения, препятствующие выходу в глобальную Сеть и использованию других телекоммуникационных средств. Для этого они уже начали готовить технику и специалистов.
В рамках этих усилий откроется и "виртуальное посольство". По сути это просто интернет-сайт, на котором будет представлена информация о порядке выдачи въездных виз в США для граждан Ирана, а также о программах студенческого обмена. "Прежде всего мы будем контактировать именно со студентами, - подчеркнула госсекретарь. - Поощрять их к тому, чтобы они учились в США". Судя по всему, американцы хотят, чтобы прелести жизни в современном демократическом государстве, каким они себя считают, оценило как можно больше представителей будущей политической и деловой элиты Ирана. При этом, как говорит Клинтон, "США не ищут конфликта с официальными властями республики, а просто стремятся помочь тем жителям Ирана, кто жаждет демократических перемен".
Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Тегераном 7 апреля 1980 года. Первую попытку организовать там хотя бы визовую секцию предпринял бывший президент США Джордж Буш. Однако ему не удалось реализовать эту затею, и в итоге он от нее вообще отказался. Новая американская администрация борется за иранские умы при помощи Всемирной паутины. На заре "арабской весны", когда оппозиционные выступления проходили и в Исламской Республике, американский госдепартамент открыл специальную страничку на сервисе микроблогов "Твиттер" на языке фарси. Открытие "виртуального посольства" станет вторым серьезным оружием в этой борьбе.
Александр Зотов, бывший специальный представитель президента РФ по боснийскому урегулированию, бывший посол РФ в Сирии:
- Термин "виртуальное посольство" - из новых времен. Видимо, американцы хотят продемонстрировать, что это некий шаг вперед по сравнению с обычной практикой, когда нет дипломатических отношений, а представление интересов поручено третьей стороне. Вероятно, американцам ситуация, когда у них нет отношений с важнейшим игроком в ближневосточном регионе, без участия которого там невозможно решить ни одну проблему, причиняет дискомфорт.
Они должны выпутываться из Афганистана, а без Ирана это невозможно. Пугающе выглядит дестабилизированный ядерный Пакистан. Вашингтонепонимает, что, игнорируя Иран, он не добьется на Ближнем Востоке серьезных успехов, а потому и возвращает в лексикон слово "посольство".
Это некий посыл, что американцы стремятся к более высокому уровню отношений. Просто это невозможно сделать быстро. Сразу встанет масса вопросов: например, вся система ПРО построена на противостоянии иранской угрозе. Так зачем тогда нужно было весь огород городить?
При этом словосочетание "виртуальное посольство" - это такая казуистика, намек на политический уровень отношений. Если делать акцент на "посольство" - да, это серьезные отношения. Но, поскольку оно виртуальное, то есть почти не существующее в реальности, смысл превращается в дым.
Подобная игра слов случилась в Кэмп-Дэвиде, когда под давлением президента США Джимми Картера египетский президент Анвар Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин приняли термин "полная автономия" для Палестины. Но когда они выступали по телевидению, акценты в этом словосочетании сильно отличались. Садат говорил "полная автономия" с ударением на первое слово, а Бегин - на второе. Это получило название "конструктивная двусмысленность". В тот же разряд, видимо, укладываются и слова Клинтон.