Минтранс реанимирует дирекцию по Северному морскому пути, а минрегион планирует создать координирующий орган по вопросам северных территорий. Об этом заявил вчера в Салехарде замминистра регионального развития Александр Викторов на Международном форуме, посвященном правовым аспектам сохранения и устойчивого развития Арктики.
По итогам форума будут выработаны предложения по дальнейшему развитию законодательства "Об Арктической зоне", а также по подготовке новых международных документов.
По словам Антона Васильева, посла по особым поручениям, представителя России в Арктическом Совете, благодаря хорошему взаимодействию приполярных стран, ситуация в арктическом регионе стабильна и предсказуема. Он напомнил, что недавно подписан российско-норвежский договор, которого ждали сорок лет, - о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане. Договор важен не только для двух стран, но и для делового климата во всем арктическом регионе. А климат этот меняется просто на глазах, поэтому страны всерьез должны подумать о сохранении баланса экономики и экологии.
В последние месяцы международный диалог по Арктике вступил в активную фазу. Свои интересы здесь находят не только прибрежные страны. Кстати, сейчас в Арктическом Совете рассматривается возможность присутствия в нем государств, находящихся далеко от Арктики. В частности, Евросоюза. У экспертов это вызывает противоречивые чувства. Кто-то считает, что это недопустимо, что это "покушение" на законные права прибрежных стран на шельф. Кто-то утверждает, что Арктический Совет и сама Арктика только выиграют от присутствия новых членов. Но пока речь идет о Евросоюзе только как о наблюдателе.
Прорывным событием эксперты считают решение российского правительства восстановить Северный Морской Путь. Недавно председателем правительства были озвучены конкретные планы развития портов, восстановление инфраструктуры и Севморпути. Кстати, минувшим летом был опробован старый новый путь - сжиженный газ доставлен морем с Ямала в Мурманск. Опыт показал, что этот путь экономит от 8 до 12 дней. По мнению главы Ямало-Ненецкого АО Дмитрия Кобылкина, без возрождения Севморпути невозможно вести на шельфе добычу углеводородов.
Между тем на арктическом шельфе уже начались буровые работы, и в полный рост встает вопрос об окончательном законодательном оформлении всех взаимоотношений, с этим связанных. Как сообщил на форуме замминистра регионального развития Александр Викторов, в настоящее время заканчивается работа над стратегией социально-экономического развития Арктической зоны. В ближайшее время она будет представлена правительству. Но это документ рамочный. Детали будут оговариваться в других конкретных законах, самым важным из которых должен стать закон "Об Арктической зоне". Как оказалось, вопрос этот очень непростой - где должна проходить южная граница? Предстоит также сформулировать принципы управления зоной и экономического освоения территории.
По мнению Александра Викторова, необходимо также упростить пересечение госграницы для освоения шельфа. А самое главное - при бурном экономическом развитии приполярных территорий нельзя допустить ущемления интересов коренных народов. Поэтому минрегион разработал несколько новых законопроектов. В частности, о традиционном рыболовстве, о создании и функционировании общин. Для подготовки предложений и их реализации минрегион считает необходимым создать при министерстве некий координирующий межведомственный орган. Северяне очень живо отреагировали на эту идею. И предложили создать в министерстве специальный отдел по Арктике.